Броневая палуба


Броневая палуба — элемент конструкции бронированных боевых кораблей. Представляет собой горизонтальное перекрытие корпуса корабля настилом из броневых плит, часто выпуклым или имеющим уходящие вниз скосы, предназначенное для защиты от попадающих сверху снарядов, бомб, осколков и обломков. У тяжёлых кораблей обычно соединяет между собой верхние или нижние кромки бортовых поясов, но может использоваться и в качестве самостоятельного элемента бронирования.

Броневая палуба впервые была применена на корабле «Монитор», построенном в 1862 году в США, как защита от косо летящих снарядов[1]. Затем появилась в 1870-х годах на бронепалубных крейсерах, как умеренное по массе решение проблемы защиты механизмов и артиллерийских погребов. В дальнейшем броневая палуба получает скосы к бортам, а также к носу и корме корабля и именуется карапасной, по аналогии с панцирем черепахи[2]. Последующая эволюция броневой палубы была связана с увеличением дистанций боя, что увеличивало вероятность навесного попадания снаряда, а затем и с развитием авиации. На линкорах XX века, как правило. имелось две или три броневые палубы, каждая из которых играла определённую роль в защите корабля. В современном военном кораблестроении практически не применяется.

Плавучие батареи времён Крымской войны несли верхнюю броневую палубу в 1 дюйм, плюс толстый деревянный настил, которые, как показал боевой опыт, вместе были неуязвимы для снарядов тогдашней артиллерии, падающих под достаточно острыми углами[источник не указан 1454 дня].

Первые броненосцы не имели броневой палубы, так как дистанции боя были невелики и вероятность попадания снаряда по наклонной траектории выше броневого пояса считалась крайне незначительной. Впервые броневая палуба была установлена на корабле ВМС США «Монитор», спроектированном Д. Эриксоном в 1861 году. Надводный борт «Монитора» был настолько низок, что попадания снарядов сверху вниз считались весьма вероятными. Поэтому корабль оснастили, помимо броневого пояса, ещё и броневой палубой толщиной в 1 дюйм (25,4 мм).

Внутренняя броневая палуба, расположенная внутри корпуса, впервые появилась на британских крейсерах типа «Шеннон», у которых на неё приходилась вся броневая защита в носовой части. Обязательным же элементом бронирования боевого корабля броневая палуба стала после появления орудий с улучшенной баллистикой и высокой траекторией снаряда, которые обеспечивали поражение не только борта, но и палубы противника в бою на дальней дистанции.