Плавучая батарея


Плавучая батарея[1] (Плавбатарея, floating battery) — специализированный военный артиллерийский корабль, плавучая артиллеристская платформа (плоты или понтоны) или, реже, судно гражданского назначения с установленной на нём артиллерией.

В других источниках указано что Плавучая батарея, род канонирской или бомбардирной лодки в большом размере[1], и тип военного судна, употреблявшийся с конца XVIII столетия вплоть до 90-х годов XIX столетия, и представляла собой судно весьма прочной конструкции с артиллерией большого калибра[2]. Как правило, плавучие батареи не имели других основных качеств военного корабля, прежде всего маневренности и мореходности. По своему предназначению создавались для обстрела или обороны сухопутных и морских позиций, иногда в целях противо-воздушной обороны (ПВО). Вооружались артиллерией различных калибров, на некоторых плавучих батареях основным вооружением являлась зенитная артиллерия. Водоизмещение плавучих батарей было различным, от 100 до 2 500 — 3 000 тонн. Первые плавучие батареи не имели брони, в дальнейшем на них стали размещать слабую бронезащиту, на поздних плавучих батареях броневая защита, наоборот, была очень мощной. Как правило, плавучие батареи, обладая большой огневой мощью, имели незначительную скорость хода, а некоторые из них вовсе не имели двигателей и могли передвигаться только на буксире. Дальнейшим развитием идеи бронированной плавучей батареи стали мониторы и броненосцы береговой обороны.

Для оказания помощи (поддержки) при штурме береговых укреплений противника, их обстрела и поражения, Армейский флот использовал канонирские или бомбардирные лодки (суда, катера). Убеждённый опытом о пользе флота, Пётр Алексеевич назначил в течение 1697, 1698 и 1699 годов, построить ещё 55 кораблей и фрегатов и 11 бомбардирных судов и брандеров.

Предтечей плавучих батарей можно считать использование защитниками Копенгагена деревянных плотов с размещенными на них пушками против бомбовых кечей объединенного британско-голландско-шведского флота, что было засвидетельствовано Натаниэлем Урингом в 1700 году. Первые плавучие батареи как таковые были построены в 1782 году во время большой осады Гибралтара, а их изобретение и использование приписывается испанскому генерал-лейтенанту Антонио Барсело.

Специально построенной плавучей батареей была Flådebatteri No. 1, спроектированная главным инженером Хенриком Гернером в 1787 году. Он был 47 метров (154 фута) в длину, 13 метров (43 фута) в ширину и был вооружен 24 орудиями и использовался во время Копенгагенского сражения в 1801 года под командованием Питера Виллемоэса. Британцы ограниченно использовали плавучие батареи во время Французской революции и наполеоновских войн, с двумя плавучими батареями класса Musquito и Firm, а также с некоторыми отдельными судами, такими как HMS Redoutt.