Армейский флот


Армейский флот[1][2][3][4], галерный флот, гребной флот Его Царского Величества — наименование составной части императорского флота Русского царства и Российской империи, формирований парусно-гребных кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (батарейного) флота, основным движителем которых были паруса.

Сохранение и использования наименования «Армейский флот» в Русском флоте связано с комплектованием экипажей гребцов из гвардейских и армейских формирований, которые эти суда гребного флота перевозили [3] , а так же то, что основной задачей гребного флота было совместное применение в боевых действиях, основой которых были десантные операции. Словосочетание «Армейский флот» вышло из употребления в конце XVIII века[1]. Основываясь на опыте античных воителей, Петр I сумел создать уникальное по своим возможностям явление, которое аккумулировало в себе возможности мобильной армии, передвигающейся на лёгких гребных судах.

В отличие от других морских держав, например Швеции, в которой шхерные эскадры представляли из себя небольшие формирования судов для действия на мелководье и проведения небольших десантных операций и подчинялись непосредственно адмиралам корабельного (батарейного) флота, Армейский флот действовал самостоятельно и очень удачно в благоприятных для этого условиях Балтийского моря.

Удивительно но факт, что две из трех морских побед, которые отмечены на воротнике-гюйсе военного моряка, одержаны русской армией находящейся на гребных судах Армейского флота. Это битва при Гангуте, состоявшееся 26 — 27 июля (6 — 7 августа) 1714 года и битва при Гренгаме, состоявшаяся 27 июля (7 августа) 1720 года.

В отличие от корабельного (батарейного) флота, Петр I за основу строительства гребного флота взял опыт средиземноморских корабелов и на гребном флоте употреблялась итальянская терминология.

Одной из особенностей Армейского флота было отсутствие постоянных экипажей на судах. Для перегона судов с одного места на другое или на время навигации и боевых операций, назначался экипаж из 6 — 12 матросов под командованием морского офицера. Этого экипажа хватало, что бы справиться с латинским парусным вооружением. Так же во время навигации на гребные суда назначалась команда артиллеристов, которая обслуживала куршейную пушку, направленную в нос галеры. В качестве гребцов выступал десант, под командованием армейского офицера. Упоминание сразу двух командиров, флотского и армейского является характерной чертой при упоминания боевых действий Армейского флота.