Ленинградская высшая офицерская бронетанковая школа


Ленинградская высшая офицерская бронетанковая школа — высшее военное учебное заведение, располагавшееся в Москве в 1918—1921 и в Ленинграде в 1921—1957 годах.

Одно из первых[1] в Союзе ССР учебных заведений по подготовке командных и начальствующих кадров броневых сил, механизированных, автобронетанковых и бронетанковых и механизированных войск.

В 1913 году в Санкт-Петербурге инженером-архитектором И. Л. Балбашевским был построен комплекс зданий Военно-автомобильной школы: учебные корпуса, службы, гаражи. Занятия в школе начались в 1915 году[2]. В частности, в 1915—1917 годах в ней работал чертёжником В. В. Маяковский.

В то же время, в начале 1918 года при Центральном броневом управлении в Москве создана Броневая школа (начальник — Юлин), которая в основном готовила личный состав для бронепоездных частей[3]. В октябре 1919 года обе школы объединены под общим названием Высшая военная автомобильная и броневая школа. В начале 1920 года к ней также присоединена Тракторная школа. Первый выпуск 1920 года — 54 танкиста[3].

В марте 1921 года Высшая военная автомобильная и броневая школа передислоцирована в Ленинград[3]. При этом из неё выделена как самостоятельная единица Военная броневая автомобильная школа (бронеотряд, танковый отряд, бронепоезд и техническая рота)[3]. Спустя два года, с 31 марта 1923 года, Военная броневая автомобильная школа перешла на переподготовку командного состава только для броневых частей, в связи с чем она была переименована в Военную броневую командную школу, а одна из её составных частей — техническая рота — расформирована[3].

С 26 октября 1921 года к Высшей военной автомобильной и броневой школе переходят функции по усовершенствованию командного состава[3]. В этом же 1921 году тракторные курсы при школе выделены в самостоятельную Тракторную школу, а при школе создан автоинженерный факультет, который в 1922 году был закрыт и заменён на повторные курсы (расформированы 1 февраля 1923 года)[3].