Броненосные крейсера типа «Инфанта Мария Тереза»


Броненосные крейсера типа «Инфанта Мария Тереза» — боевые корабли испанского флота. Являлись увеличенным вариантом британских броненосных крейсеров типа «Орландо», было построено 3 единицы: «Инфанта Мария Тереза» (исп. Infanta Teresa Maria ), «Альмиранте Окендо» (исп. Almirante Oquendo), «Бискайя» (исп. Vizcaya). Все крейсера принимали участие в испано-американской войне.

После Каролинского кризиса (попытки немецкой канонерки захватить в 1885 году принадлежавшие испанцам остров в Тихом океане) правительство Испании приняло решение срочно заказать шесть броненосных крейсеров, которые, действуя из метрополии, гарантировали бы защиту отдалённых колониальных владений. В качестве наиболее подходящего образца были выбраны британские броненосные крейсера типа «Орландо». Однако испанские крейсера должны были быть существенно крупнее, с более мощной двигательной установкой и скоростью, более крупным калибром главных орудий и большей толщиной бортовой брони. Для строительства кораблей в Испании было образовано совместное англо-испанское предприятие «Sociedad Astilleros del Nervion» и устроена верфь в Бильбао, на которой в 1889 году было заложено три первых корабля:

«Инфанта Мария Тереза» — заложен 24 июля 1889, спущен 30 августа 1890, вступил в строй 28 августа 1893 года.

«Альмиранте Окендо» — заложен 16 ноября 1889, спущен 4 октября 1891, вступил в строй 21 августа 1895 года.

Одновременно три корабля были заложены на казённых адмиралтействах в Картахене, Ферроле и Кадисе, но так как их строительство затянулось и в проект были внесены серьёзные изменения, эти корабли — «Принцесса де Астуриас», «Каталунья» и «Кардинал Сиснерос» — стали особым типом крейсеров.

Крейсера имели стальной высокобортный гладкопалубный корпус с таранным форштевнем. Силуэт с возвышавшимися над центральной надстройкой двумя мачтами и слегка наклонёнными назад дымовыми трубами называли изящным и элегантным. Корабли обладали хорошей мореходностью и отличной маневренностью, но отсутствие медной обшивки подводной части создавало угрозу обрастания водорослями при длительном плавании в тропических водах, а большое количество деревянных деталей, применявшихся в надстройках и внутренних конструкциях, делало крейсера в ходе боя уязвимыми для пожаров.