Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»


Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» (англ. King Edward VII class battleships) — серия британских эскадренных броненосцев 1900-х годов. Предпоследняя серия британских додредноутов I ранга, броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» явились также последними, спроектированными при участии У. Уайта, на протяжении полутора десятилетий руководившего созданием всех предыдущих британских эскадренных броненосцев. Тип «Кинг Эдуард VII» явился ответом на критику близких по конструкции предыдущих серий, как недостаточно вооружённых для своих размеров, и отличался прежде всего введением артиллерии промежуточного 234-мм калибра; это, а также ряд менее значительных изменений, привели к увеличению водоизмещения броненосцев более чем на 1000 тонн по сравнению с предшественниками. Послужили прототипами для японских броненосцев типа «Катори».

В рамках бюджетов 1901/1902 и 1902/1903 годов Адмиралтейством были заказаны пять кораблей типа «Кинг Эдуард VII». Строительство серии на этом планировалось прекратить и перейти к более совершенному типу «Лорд Нельсон», но из-за неготовности проекта последнего и быстрого продвижения работ по заказанным броненосцам, Адмиралтейство для избежания простоя верфей в рамках бюджета на 1903/1904 годы заказало ещё три корабля; всего таким образом в 1902—1907 годах было построено восемь броненосцев типа «Кинг Эдуард VII». Все восемь броненосцев были однотипны, но, прежде всего в порядке эксперимента, были оснащены различными типами паровых котлов в четырёх комбинациях. Это были последние британские корабли строившиеся с оглядкой на французскую кораблестроительную программу. В дальнейшем две крупнейшие колониальные державы договорились и у британского флота были другие противники.

Размерения корпуса — длина между перпендикулярами: 129,54 м, по ватерлинии: 135 м, наибольшая: 139,3 м; ширина корпуса: 23,77 м (по обшивке 24,38 м)[4].

Верхняя палуба имела небольшую седловатость; высота надводного борта в носу составляла 6,7 м, на миделе — 5 м, в корме — 5,5 м. Общая высота корпуса от киля до верхней палубы — 13,2 м. Метацентрическая высота была наибольшей среди британских броненосцев и составляла в полном грузу 1,62 м[5].

В бортах на главной палубе корпус не имел вырезов для 76-мм орудий: вся лёгкая артиллерия теперь устанавливалась на верхней палубе и спардеке. На мачтах не было боевых марсов — вместо них появились посты с приборами управления артиллерийским огнём[6].