Броун, Ричард


Ричард Броун (Ричард Браун, Рыцарь Браун[1]) (около 1670 — 21 сентября (2 октября) 1740, Санкт-Петербург) — англичанин на русской службе, корабельный мастер в ранге капитан-командора. Строил бомбардирский корабль и бригантины на Олонецкой верфи; первые линейные корабли Балтийского флота «Рига» и «Выборг»; линейные корабли, фрегаты, пинки и яхты в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

В начале 1705 года англичанин Ричард Броун поступил на русскую службу по контракту на три года в качестве корабельного мастера Воронежского адмиралтейства[2][3][4]. 12 (23) января 1705 года корабельный мастер Ф. М. Скляев писал Петру I: «По приказу твоему велел я ему взять чертёж от гальота, который ты изволил ты начертить под гаубицы…» и об отправке мастера Ричарда Броуна с Воронежа на Олонец «строить гальот и три судна новой инвенцiи»[3][5].

В 1707—1708 годах находился на Олонецкой верфи[3]. 4 (15) марта 1707 года заложил 15-пушечный бомбардирский корабль без названия[6], одновременно строил десять бригантин специальной постройки. Все суда были построены в 1708 году для Балтийского флота и участвовали в Северной войне[7]. В 1708 году, по истечении срока контракта, Р. Броун остался на службе в России[3]. 19 (30) июля 1708 года Пётр издал указ о строительстве судов на Новоладожской верфи: «…строить два корабля из дубового леса, который готовит Лукьян Верещагин. Для строения прислать корабельного мастера Р. Броуна и корабельного ученика Г. Меньшикова…»[8]. В августе 1708 года Р. Броун и Г. Меньшиков прибыли на верфь и заложили первые линейные корабли Балтийского флота — 50-пушечные парусные линейные корабли 4 ранга «Рига» и «Выборг»[4]. Пётр постоянно интересовался ходом строительства кораблей, 3 (14) июня 1710 он послал письмо корабельным мастерам Ф. С. Салтыкову и Р. Броуну с предписанием о скорейшем окончании строительства кораблей, «в чём надобно вам неусыпно трудитца»[9]. Летом 1710 года корабли были спущены на воду[10].

В 1710 году Р. Броун был переведён в Санкт-Петербург, где в течение всей своей последующей жизни, строил корабли на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства[3]. 29 июня (10 июля1711 года заложил 60-пушечный линейный корабль 3 ранга «Святая Екатерина» (спущен на воду 8 (19) октября 1713 года)[11]. 29 июня (10 июля1712 года заложил однотипный 60-пушечный корабль «Шлиссельбург», который построил и спустил на воду 28 сентября (9 октября1714 года[12] в присутствии Пётра I[13]. В 1714 году Броун представил Петру I чертёж 80-пушечного корабля, который царь поручил адмиралтейцу А. В. Кикину передать в Казанское адмиралтейство корабельному подмастерью Роберту Гардлию для заготовки корабельного леса[14].