Брюлло, Павел Иванович


Па́вел Ива́нович Брюлло́ (Па́уль Гео́рг Брюлло́)[1] (нем. Paul Georg Brulleau; 1760Люнебург, Курфюршество Брауншвейг-Люнебург, Священная Римская империя1 января 1833, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский скульптор и живописец (в том числе миниатюрист) немецкого происхождения, академик 1-й степени орнаментной на дереве скульптуры Императорской Академии художеств. Отец Фёдора, Александра и Карла Брюлловых.

Семья Брюлло принадлежала к французским протестантам (гугенотам), которые после отмены Нантского эдикта (1685 год) обосновались в Люнебурге. Оттуда Георг Брюлло в 1773 году перебрался в Россию, взяв с собой младшего сына и двух внуков от старшего сына, в том числе Пауля Брюлло[2], которому на тот момент было 13 лет. Обучался у своего деда Георга Брюлло и дяди, под руководством которых достиг большого мастерства. В октябре 1793 года Брюлло был определён в Императорскую Академию художеств и вскоре был удостоен звания академика.

В октябре 1793 года Пауль, или Паоло, Иванович Брюлло (Paul Brüllo) был определён в Академию художеств «для обучения класса резного, золотарного и лакировального мастерства», причём было поставлено условие, «чтоб ему выучить означенным мастерствам четырёх академических учеников совершенно, прилагая об их успехах всевозможное старание и не скрывая никаких секретов, принадлежащих к их усовершенствованию в тех мастерствах, потребные же для оных учеников к тому инструменты и материалы употреблять ему свои собственные, кроме принадлежащих вещей к рисованию, которые отпускать ему от казны, за что и производить ему от академии жалованья по двести рублей в год, считая со вступления его в должность с октября 11-го и притом дать казенную квартиру»[3].

В октябре следующего года Брюлло удостоен звания «академика скульптуры орнаментной на дереве… по сделанным для академии разным его работам»

В 1799 году Совет академии, «рассуждая о малой пользе, какая происходит от обучения мастерств часового и резного на дереве, определил оные классы уничтожить», и потому Брюлло должен был оставить службу в Академии. Впрочем, Академия, как видно, не прерывала сношений с Брюлло, так как и после поручала ему некоторые работы.

В доме всегда царила трудовая атмосфера; Карл Павлович Брюллов свидетельствовал, что отец был постоянно занят: «я никогда не видел его праздным». Все дети Павла Ивановича пошли по художественной стезе.