Будагов, Григорий Моисеевич


Григо́рий Моисе́евич Буда́гов (2 января 1852, Санкт-Петербург — 24 декабря 1921, Москва) — инженер-путеец, общественный деятель, сыграл заметную роль в первоначальном развитии Новониколаевска.

Родился в армянской семье служащих[2][3]. Окончив с серебряной медалью гимназию, поступил в Институт инженеров путей сообщения, после окончания которого в 1874 году направлен в распоряжение Министерства путей сообщения «сверхштатным инженером без содержания», затем — в Общество Оренбургской железной дороги помощником инженера по строительству железнодорожного моста через Волгу.

В мае 1893 года приказом министра путей сообщения назначен в распоряжение контрагентов по строительству железнодорожных мостов в Западной Сибири. При возведении моста через Обь фактически исполнял обязанности главного инженера стройки.

С июля 1895 года в течение четырёх лет работал помощником начальника строительства Среднесибирского участка Сибирской железной дороги. Осенью 1899 года направлен в Общество Московско-Казанской железной дороги и утвержден его главным инженером. В 1911 году действительный статский советник Будагов возглавил изыскания и строительство Алтайской железной дороги.

В первые годы советской власти в качестве технического специалиста работал в Наркомате путей сообщения.

В память о Г. М. Будагове одна из первых улиц Новониколаевска в 1912 году была названа Будаговской (ранее именовалась Трактовой), в 1920 году переименована в Большевистскую. В начале этой улицы, у реки Каменки, находилась основанная им школа. В честь Григория Моисеевича в г. Новосибирске была названа площадь, соединяющая Красный проспект, улицы Большевистская, Фабричная и Ипподромская. Именем Будагова названа станция на Красноярской железной дороге.