Бутурлин, Василий Васильевич


Василий Васильевич Бутурлин (умер 1656) — русский боярин, военачальник и дипломат из рода Бутурлиных, наместник тверской. Известен участием в качестве царского посла на Переяславской раде 1654 года и принятием присяги от гетмана Богдана Хмельницкого.

Впервые Василий Васильевич Бутурлин упоминается 15 декабря 1633 года, когда в чине стольника был рындой во время приёма посла из Османской империи. В 1640 году получил чин окольничего. В 16501651 годах служил судьёй в Разбойном приказе, а в 1652—1654 годах — в Приказе Большого дворца. С 1652 года — боярин и дворецкий.

В январе 1654 года возглавил посольство[1], которое от лица царя Алексея Михайловича заключило с запорожским казачеством, возглавляемым Богданом Хмельницким, соглашение о вхождении Войска Запорожского в состав Российского царства на правах автономии и о начале совместных боевых действий против Речи Посполитой. На Переяславской раде принял присягу царю от Богдана Хмельницкого, казацкой старшины и казаков. Посольство также побывало в Киеве и ряде других городов, принимая присягу от горожан. Бутурлин сумел выполнить миссию, не присягая казакам от имени царя. В марте присутствовал в Москве при оформлении Мартовских статей. За свою миссию Бутурлин был щедро награждён Алексеем Михайловичем — бархатной шубой, золотым кубком, 4 сороками соболей и 150 рублями придачи к его окладу.

После начала русско-польской войны участвовал в государевом походе 1654 года, в ходе которого был освобождён Смоленск и ряд русских городов Великого княжества Литовского. Весной 1655 года возглавил царские войска, высланные на помощь запорожскому казачеству. Осенью 1655 года вместе с Хмельницким руководил осадой Львова, которую пришлось прервать из-за вторжения в Гетманщину крупной армии крымского хана. В битве под Озёрной Бутурлин и Хмельницкий одержали победу над Мехмедом IV Гераем.

Образ Бутурлина запечатлён в скульптурной композиции «Арка дружбы народов» в Киеве. Активистами фигуре Бутурлина был отбит нос. Также Бутурлин изображён на ряде картин, посвящённых Переяславской раде, в том числе на картине Михаила Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом».