Вибхути


Вибхути (санскр. विभूति, IAST: vibhūti)  — "священный" пепел в индуизме, который широко используется в ритуальной практике как тилака в смартизме, шактизме и шиваизме. В вайшнавизме пепел также используется в особо торжественные дни.

Широко применяется в Аюрведе — его используют как самостоятельное лекарство и часто включают в состав различных препаратов (он якобы поглощает избыточную влагу, предотвращает простуду и головные боли), а также добавляют в пищу. Для получения вибхути могут быть использованы различные ингредиенты (сухой коровий навоз, дрова из бильвы, ашваттха и других пород дерева[1]), которые сжигают в ритуальном огне хомы[2] или даже в домашнем очаге[1].

Чаще всего пепел наносится только на лоб в виде трёх горизонтальных линий (Трипундры) с нанесением в центре точки-бинду, которая символизирует собою Шакти[2]. В «Сканда-пуране» описаны следующие места нанесения пепла на тело:

Постоянно носимый таким образом пепел служит напоминанием самому верующему о необходимости отбросить прочь эгоизм и мирские желания, напоминает пураническую легенду о сожжении Шивой Камы (божества любви), (когда последний попытался прервать медитацию Шивы) и указывает на конечность существования в мире майи. В Тамилнаде есть даже поговорка: Лоб без пепла — голова пустая. Традиция нанесения трипундры также различается в разных провинциях Индии: так можно увидеть 3 ровные тонкие полоски в центре лба или полосы шириной в палец от виска до виска или трипундру в виде цифры «8».

Согласно традиции вирашиваизма, существует пять видов пепла, используемого в различных ритуалах. Они различаются по цвету коровы, из чьего навоза сделан пепел и предназначены каждый для определённой группы ритуалов и духовных практик. Это деление по цветам восходит к древней вирашиваитской легенде, согласно которой из пяти ликов Шивы-Панчамукхи вышло пять священных коров. Эти пять видов пепла:

Выбирать тот или иной вид пепла необходимо по обстоятельствам и наносить его на тело в соответствии с предписаниями упанишад, пуран и агам, предварительно освятив его водой (обрызгать с чтением либо Панчакшара-мантры либо Панчабрахма-мантрами либо с чтением своей собственной дикша-мантры), которая ранее использовалась для омовения стоп Гуру или святого-джангамы или в ритуале линга-абхишеки.