Бычок (миноноска)


«Бычок»миноноска, находившаяся в составе военно-морского флота Российской империи и военно-морского флота Болгарии.

Корабль представлял собой паровой катер, оснащённый двухцилиндровой паровой машиной мощностью 220 лошадиных сил и вооружённый одним 37-мм скорострельным артиллерийским орудием и двумя шестовыми минами. Ёмкость угольного бункера должна была обеспечить запас хода в 56 морских миль (в ходе эксплуатации на практике было установлено, что скорость хода и дальность движения зависит от технической исправности машины, качества используемого топлива и погодных условий). Против течения Дуная корабль двигался со скоростью до 7 узлов, а в последние годы службы не развивал полный ход для сохранения моторесурса.

Корабль был построен в 1877 году в Санкт-Петербурге на заводе Д. Ф. Берда. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг..

1 августа 1879 года Российская империя передала Болгарии штаб и плавсредства русской Дунайской флотилии. В результате, 12 августа 1879 года в городе Рущук была создана болгарская Дунайская военная флотилия. В 1884 году по ходатайству командира болгарской Дунайской флотилии и Морской части (которым в это время являлся русский лейтенант З. П. Рожественский) на усиление флотилии были переданы две однотипные миноноски — «Бычок» и «Черепаха»[1].

В начале сербско-болгарской войны 1885 года «Бычок» и «Черепаха» составляли боевой отряд, который базировался в городе Лом, однако в дальнейшем «Бычок» был подчинён коменданту Видинской крепости капитану А. Узунову и использовался для ведения разведки на реке Дунай и в качестве транспорта.

В соответствии с приказом военного ведомства № 199 от 10 мая 1887 года был переименован в «Христо Ботев».