Марини, Бьяджо


Бьяджо Марини (итал. Biagio Marini; предположительно 3 февраля 1594, Брешиа — 17 ноября 1663, Венеция) — итальянский скрипач и композитор. Новатор скрипичной техники.

Учился, по всей вероятности, у своего дяди Джачинто Бондоли. 26 апреля 1615 г. Марини поступил скрипачом в собор Святого Марка в Венеции, капеллу которого возглавлял в ту пору Клаудио Монтеверди. В 1620 Марини возвратился в родной город и ненадолго занял пост музыкального руководителя Академии дельи Эрранти; к январю 1621 он уже состоял скрипачом в придворном оркестре Фарнезе в городе Парма. В 16231649 гг. он работал при дворе Виттельсбахов в Нойбурге-на-Дунае, время от времени выезжая в другие европейские столицы (в частности, в 1626 г. в Брюссель, в 1634 г. Падую, в 1640 и 16441645 гг. в Дюссельдорф). Вернувшись в Италию, Марини некоторое время работал капельмейстером в церкви Santa Maria della Scala (Милан), затем руководил Академией делла Морте в Ферраре (16521653). Последние годы композитор провёл в родном городе Брешиа и в Венеции.

Музыка Марини была хорошо известна современникам и оказала влияние на многих скрипачей и композиторов итальянского барокко. Между 1617 и 1655 гг. Марини опубликовал 22 сборника вокальной и инструментальной музыки (некоторые сохранились лишь частично). Сборники opp. 1, 8 и 22 написаны исключительно для музыкальных инструментов. Эти публикации позволяют ясно проследить эволюцию композиторского стиля. В сонате La Foscarina (сб. «Музыкальные аффекты», op. 1 № 14, 1617) для двух скрипок или двух корнетов, тромбона или фагота и b.c. Марини, возможно, впервые в истории использовал приём тремоло (см. иллюстрацию)[3]. Соната La Foscarina, а также соната La Aguzzona (op. 1 № 21) — ранние примеры систематического использования фразировочных лиг[4]. Новаторские черты содержит также большой сборник скрипичной музыки разных жанров (сонаты, симфонии, balletti, гальярды, канцоны и др., всего 61 пьеса), напечатанный в 1629 году как op.8 (судя по тексту посвящения, был составлен ещё в июле 1626 года). В «Каприччио на манер лиры» (Capriccio a modo di lira, op. 8 № 60) Марини применил скордатуру[5]. Каприччио, а также Соната № 2 (per sonar con due corde) и Соната № 4 (d'inventione) из того же сборника относятся к числу первых исторических примеров двойных и тройных нот — новаторской скрипичной техники[6].

Примечания. В скобках указан год публикации сборника. Место публикации — Венеция (если не указано иное)