Бёрджес, Уильям


Уильям Бёрджес (англ. William Burges; 2 декабря 1827, Лондон — 20 апреля 1881, Кенсингтон и Челси, Большой Лондон) — английский архитектор, реставратор и художник-декоратор периода историзма викторианской эпохи, он отстранялся от индустриализации девятнадцатого века и стремился восстановить утопические архитектурные и социальные ценности средневековой Англии[3]. Бёрджес был участником движения «готического возрождения», сочетавший в своих работах стиль английской средневековой архитектуры, французской готики и элементы японского искусства. Друг и единомышленник Э. У. Годвина. Его работы перекликаются с произведениями прерафаэлитов и предвещают эстетику «искусств и ремёсел» У. Морриса[4].

Уильям Бёрджес родился 2 декабря 1827 года в семье Альфреда Бёрджеса (1796—1886), богатого инженера-строителя. Альфред накопил значительное состояние, которое позволило его сыну посвятить себя изучению архитектуры, не требуя от него заработка на жизнь.

В 1839 году Бёрджес поступил в школу Королевского колледжа в Лондоне, чтобы изучать инженерное дело, среди его современников были Данте Габриэль Россетти и Уильям Майкл Россетти. В 1844 году он присоединился к проектному бюро Эдварда Блора, в то время геодезиста Вестминстерского аббатства. Блор был признанным архитектором, работавшим как на Вильгельма IV, так и на королеву Викторию, и снискал репутацию сторонника идеи «готического возрождения». В 1848 или 1849 году Бёрджес переехал в контору Мэтью Дигби Уайетта, который был таким же выдающимся архитектором, как и Блор, о чём свидетельствует его видная роль в руководстве Всемирной выставкой 1851 года в Лондоне[5]. В этот период он также работал над рисунками средневековых изделий из металла для книги Уайетта «Работа по металлу» (Metalwork), опубликованной в 1852 году, и помогал Генри Клаттону с иллюстрациями к его произведениям.

Не менее важное значение для последующей карьеры Бёрджеса имели его путешествия. Бёрджес считал, что все архитекторы должны путешествовать, отмечая, что «абсолютно необходимо увидеть, как различные проблемы искусства решались в разные эпохи разными людьми». Голландия, Швейцария, Германия, Испания, Италия, Греция и, наконец, Турция. В общей сложности он провел за границей около восемнадцати месяцев, развивая свои навыки и знания, делая записи и зарисовки. То, что он увидел и нарисовал, стало хранилищем идей, которые он использовал в своём дальнейшем творчестве[6]. В 1856 году создал собственную архитектурную компанию и в том же году выиграл первую премию на конкурсе проектов по возведению собора в Лилле, Франция (в итоге так и не построенного). К началу 1860-х годов уже был известным архитектором — по его проектам были, в частности, построены собор в Брисбене, Австралия (1859), и церковь Cвятого Финбарра в Корке, Ирландия (1862).