ВСМ Челябинск — Екатеринбург


Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Челябинск — Екатеринбург[2][3] «Урал»[4] — проектируемая двухпутная высокоскоростная пассажирская и грузовая магистраль между Челябинском и Екатеринбургом протяжённостью 218 км[1].

Распоряжением правительства России создание ВСМ Челябинск — Екатеринбург включено в транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года[5]. В соответствии с распоряжением строительство магистрали будет проведено с применением частно-государственного партнёрства, стоимость ВСМ оценена в 365,9 млрд рублей, строительство запланировано на 2021—2025 годы. Благодаря ВСМ время в пути между Челябинском и Екатеринбургом займет один час 10 минут, что позволит сформировать на ее базе единую агломерацию уральского региона с населением более 4 млн человек[2][5]. Магистраль пройдет через шесть узловых станций — Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Сысерть, Снежинск, аэропорт Баландино, Челябинск[1]. В отдалённой перспективе магистраль станет частью высокоскоростной грузопассажирской магистрали «Евразия»[2][6].

Впервые идею о создании высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом начали обсуждать в 1999 году, после чего к вопросу вернулись 2005—2006 годах. Именно тогда губернатор Свердловской области Эдуард Россель, по воспоминаниям транспортного эксперта Якова Гуревича, заявлял: «Мне нужно возить рабочую силу из умирающего Челябинска в процветающий Екатеринбург»[7].

Новым лоббистом идеи строительства ВСМ в 2010-е годы стал губернатор Челябинской области Борис Дубровский[1]. Так, в ноябре 2015 года он выступил с докладом на заседании правления ОАО «РЖД». К тому моменту в бюджетах двух регионов на будущую дорогу уже было заложено по 50 млн рублей, а политическое значение проекту придавали планы по проведению в 2020 году в Челябинске саммита ШОС[8].

В начале 2016 года по инициативе Дубровского состоялось экспертное совещание клуба «15.01», на котором были представлены планы по строительству магистрали. На тот момент рассматривались две трассировки: Аргаяш, Кыштым, Касли, Снежинск, Сысерть и Арамиль, либо через Кунашак и Каменск-Уральский. Стоимость проекта оценивалась в 165—240 млрд рублей, финансировать его предлагалось с привлечением Пенсионного фонда и страховых компаний. Ряд местных экспертов критически отозвался о проекте[7].

В декабре 2017 года участок ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском будет включён в транспортную стратегию России до 2030 года в качестве элемента программы развития РЖД и составной части планируемой ВСМ Москва — Пекин. 10 января 2018 года стало известно, что руководство Челябинской и Свердловской областей, а также инвесторы проекта подали в правительство РФ частную концессионную инициативу о начале строительстве участка ВСМ на Урале. Заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский заявил, что строительство железной дороги — не самоцель, а часть заявки Екатеринбурга на участие в «ЭКСПО-2025»[9].