Вавилонские талмудические академии


Вавилонские талмудические академии — в вавилонский период еврейской истории высшие религиозные учебные учреждения (иешивы), предназначавшиеся для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. Были центрами еврейского образования и развития еврейского закона в Месопотамии в период примерно с 220 по 1038 годы (или, по еврейскому календарю, с 3980 по 4798 годы иудейской эры).

За тремя столетиями, в течение которых в Негардейской и Сурской академиях, основанных Равом и Мар-Самуилом, создавался вавилонский Талмуд, следовали пять столетий, когда, тщательно охраняя его чистоту, его изучали и излагали в тех школах, которые своим влиянием добились его признания во всей диаспоре, и когда Сурская и Пумбадитская школы считались единственными руководящими центрами учения: стоявшие во главе их считались непреложными авторитетами, решения которых принимались повсюду, где существовала еврейская общественная жизнь[1].

Главным центром вавилонского иудаизма был город Негардея, где существовала древняя синагога, построенная, согласно преданию, царём Иоахином. Возвращение Рава из Палестины в Вавилонию в 219 году ознаменовало начало новой эпохи, нового движения в вавилонском иудаизме, когда к вавилонским академиям перешла руководящая роль, которую они играли затем в течение многих столетий[1].

Предоставив Негардею своему другу Мар-Самуилу, отец которого, Абба[англ.], уже считался одним из учёных авторитетов города, Рав основал новую академию в Суре. Таким образом, в Вавилонии одновременно существовали две академии, независимые друг от друга, но действовавшие в одном направлении. Так как Рав и Самуил признавались равными по положению и по учёности, то их академии также считались равными по своему рангу и влиянию[1].

В обеих раввинских школах началось преподавание традиционных знаний или устного учения и той формы учёных прений, которые впоследствии составили основу материала, вошедшего в вавилонский Талмуд. Параллельное в течение многих десятилетий существование этих двух равно авторитетных академий стало важным фактором в развитии вавилонского иудаизма[1].

Когда основатель Пальмирского Царства Оденат в 259 году — через пять лет после смерти Мар-Самуила — разрушил Негардею, её место занял соседний город Пумбадита, где новую академию основал раввин Иегуда бен-Иехезкель[англ.], ученик обоих учёных, Рава и Самуила. При жизни её основателя, а ещё более при его преемниках эта академия приобрела громкую репутацию благодаря своему методу, отличавшемуся особой проницательностью и остроумием, нередко вырождавшимися, однако, в мелочную, педантичную казуистику. Пумбадита сделалась новым центром умственной жизни вавилонского еврейства и удержала за собой это положение до конца периода гаонов[1].