Вазопись


Вазопись — разновидность декоративного искусства, орнаментальная или изобразительная роспись сосудов различного назначения, форм и материалов. Истоки этого искусства восходят к 4 тыс. до н. э., времени появления гончарного ремесла и изобретения гончарного круга. Расцвет этого искусства связан с культурой античности, поэтому термин «вазопись» чаще используют в узком, конкретно-историческом значении применительно к древнегреческой вазописи.

Сосуды из обожжённой глины, вылепленные вручную — так называемые импасто раннеиталийской керамики, или древнегреческие, формованные на гончарном круге, расписывали жидкой глиной с последующим повторным обжигом. На первых этапах развития этого искусства в жидкую глину добавляли сажу, позднее стали использовать жидко разведённые цветные ангобы. Глина с сажей после обжига давала матово-чёрный блеск, характерный для так называемой чёрнофигурной росписи (VII—VI в. до н. э.), отчего появилось название «чёрный лак», хотя этот термин не соответствует красящему составу. В чёрнофигурной росписи фигуры выглядели чёрными на фоне естественного красно-коричневого цвета глиняного сосуда. Детали фигур процарапывали по «лаку» тонкими линиями. В связи с разнообразием форм античных сосудов (известно более 350 типов) постепенно складывались определённые типы компоновки изображений[1]. В последовательно сменяющих друг друга «строгом», «свободном» и «живописном» стилях приобреталась всё большая свобода изображения. В так называемой краснофигурной росписи (VI—IV в. до н. э.), фон закрашивали чёрным «лаком», а фигуры выглядели «резервом» красно-оранжевого цвета глины. Анатомические детали и складки одежд античные мастера рисовали чёрной линией разбавленным «лаком» с помощью кисти, но чаще птичьим пером, которое мастер держал особым образом, пропуская рабочий конец между средним и безымянным пальцами, а противоположный — зажимая большим и указательным[2].

Особое место древнегреческой вазописи в истории искусства определяется многочисленностью сохранившихся до наших дней образцов, мастерством вазописцев, а также тем обстоятельством, что по вазописи можно составить представление о многих утраченных позднее произведениях живописи Древней Греции[3].

Со временем возникла специализация мастеров, делившихся на гончаров и вазописцев. Некоторые мастера совмещали обе профессии. Видные вазописцы, работавшие в третьей четверти VI в. до н. э. — Лидос, Эксекий, Амасис, Никосфен — оказали значительное влияние на последующую эволюцию аттической вазописи. Немаловажным в истории античной вазописи было появление надписей, иногда являющихся прямой речью изображённых персонажей[4]. Такова, например, «Пелика с ласточкой» из собрания Государственного Эрмитажа.

В производстве изделий из фаянса и белого фарфора также происходило разделение труда на скульпторов-модельеров и живописцев. Наиболее выдающиеся художники европейских мануфактур становились во главе модельного или живописного цехов.