Валанчюс, Мотеюс


Моте́юс Вала́нчюс (лит. Motiejus Valančius, польск. Maciej Wołonczewski, Матвей-Казимир Волончевский[1]; 16 [28] февраля 1801, дер. Насренай, ныне Кретингский район Литвы — 17 [29] мая 1875, Ковно) — литовский писатель-просветитель, историк, Епископ Жемайтийский.

Родился в крестьянской семье. Учился в школе в Жемайтской Кальварии (18161821) и в духовной семинарии в Варняй (18221824), затем в семинарии в Вильне (1824—1828). С окончанием рукоположён в священники и получил степень кандидата теологии. Служил учителем и капелланом в школе в Мозыре и Крожах. В 1836 году получил степень магистра теологии. С мая 1840 года адъюнкт виленской римско-католической Духовной академии, в августе 1842 года переведённой в Санкт-Петербург; профессор академии. В 1845 году вернулся в Литву, получив назначение на должность ректора варняйской духовной семинарии. По булле Папы Римского Пия IX и указу царя в марте 1850 года стал католическим епископом Жемайтии (Тельшевская, Тельшяйская епархия).

Вёл просветительную работу, организовал приходские школы и библиотеки, заботился об издании литовских книг (в том числе в Восточной Пруссии и тайного ввоза их в Литву), сам издавал много брошюр и книг духовного, религиозно-дидактического содержания. В декабре 1858 года избран действительным членом Виленской археологической комиссии. С мая 1861 года почётный член Ковенского губернского статистического комитета.

Награждался орденами Св. Анны третьей степени (1847), Св. Владимира третьей степени (1859), Св. Станислава первой степени (1862).

По инициативе епископа Валанчюса в 1858 году в Юрбаркасе при костёле возникло общество трезвости. Вскоре трезвенное движение охватило большую всю Ковенскую губернию и начало распространяться в Виленской и Гродненской губерниях. В Литве общества трезвости включали ок. миллиона человек. Общества трезвости создавались при костёлах: мужчины клялись на алтаре или иконе Девы Марии не употреблять алкогольных напитков и следить за тем, чтобы этого не делали другие прихожане (нарушителей наказывали — запирали в колокольне, пороли и т. п.); в костёлах заводились книги со списками трезвенников. Общества трезвости образовывались без разрешения властей и в обход запрета давать какие-либо клятвы помимо присяги царю, нанесли значительный ущерб винокуренной промышленности (в Ковенской губернии в 1859 году было закрыто 87 винокуренных заводов) и доходам казны (в литовских губерниях выплаченные сборщикам акциза жалования в 1860 году превысили акцизные сборы от продажи алкогольных напитков), вызвали обоснованные опасения властей как форма гражданской самоорганизации.