Валериани, Джузеппе


Джузе́ппе Валериа́ни (итал. Giuseppe Valeriani; 1708 (?), Рим, — 1761, Санкт-Петербург) — итальянский живописец, художник-декоратор и рисовальщик эпохи позднего барокко, занимался живописью и театральными декорациями. Мастер живописных ведут и росписи плафонов в архитектуре. Джузеппе Валериани следует отличать от его предшественника — Джузеппе Валериано (1542—1596), представителя маньеризма XVI века, работавшего в Италии и Испании.

Точная дата рождения неизвестна, примерной датой считается 1708 год. Родился в Риме. Вместе с братом Доменико учился живописи в Венеции у М. Риччи. Развивал стиль и тип перспективной ведуты, созданный художниками семьи Бибиена. С 1720 по 1742 год работал в Венеции, одно время учеником Валериани был прославленный в будущем Дж. Б. Пиранези. На родине Валериани «был одним из многочисленных второстепенных художников, которому предстояло весьма скромное существование»[1]. От раннего итальянского периода деятельности Валериани сохранились архитектурные ведуты итальянских городов. Значительной работой того времени стали декоративные росписи в королевских резиденциях Турина и Ступиниджи на севере Италии.

В 1742 году приглашён на службу в Санкт-Петербург. В столицу Российской империи прибыл вместе с оперным композитором Франческо Арайя (1700—1767), который был придворным капельмейстером двух российских императриц. В России художника стали называть Иосифом Валериани. Он исполнял плафонные росписи в сотрудничестве с архитектором Б. Ф. Растрелли Младшим: в интерьерах Зимнего, деревянного Летнего, Строгановского и Большого Царскосельского дворцов. Художника Джузеппе Валериани упоминал в своих произведениях историограф Якоб Штелин[2].

С 1745 года Джузеппе Валериани — профессор Петербургской академии наук. Он имел мастерскую в Петербурге, где вместе с ним работали Карл Легрен и Дмитрий Григорьевич Левицкий. Валериани много работал для придворных театров императрицы Елизаветы Петровны: выполнял эскизы декораций и костюмов. В то время до появления подлинной сценографии художники-ведутисты создавали композиции, по которым театральные декораторы разрабатывали детали сценических устройств. В сравнении с аналогичными фантастическими композициями художников Бибиена стиль Валериани был более строгим, более классицистическим. Наряду с типично барочными или маньеристическими фантазиями в эскизах Валериани проявлена конструктивность по правилам классических архитектурных ордеров[3].

В Императорской Академии художеств Валериани преподавал перспективу. Как и у Пьетро Градицци, А. Перезинотти, с которыми он вместе работал, не все произведения Валериани выполнены на высоком художественном уровне, но все они оказали значительное влияние на формирование русской школы декоративной росписи.