Градицци, Пьетро


Пьетро Градицци (итал. Pietro Gradizzi; ок. 1700 г., Верона — ок. 1770 г., Венеция) — живописец-декоратор венецианской школы XVIII века, рисовальщик и гравёр, представитель стиля позднего барокко и раннего рококо, мастер театральных декораций и фресок.

Биографических сведений о художнике сохранилось немного. Известно, что около 1725 года он переехал из Вероны в Венецию и с 1726 по 1744 год состоял в местном братстве живописцев (fraglia dei pittori). В Венеции он писал алтарные картины и фрески, а также работал книжным иллюстратором[6].

В конце 1740 года переехал в Ровиго (Венето). В 1752 году Пьетро Градицци был приглашён в Россию на работу при Императорском дворе в Санкт-Петербурге, где жил и успешно трудился до весны 1762 года. По возвращении в Венецию 14 января 1763 года был избран профессором Академии изящных искусств. Поздние работы Градицци в Венеции неизвестны; и дата его смерти не определена. Вероятно, он умер в Венеции около 1770 года, как считает большинство учёных; известия о его возвращении в Россию в 70-х годах и о его смерти там около 1780 года не подтверждаются ни документами русских архивов, ни библиографией[7].

Его сын Франческо Алоизо Градицци (Francesco Aloiso Gradizzi) родился в 1729 году в Венеции и учился живописи у отца, с которым он приехал в Санкт-Петербург в 1752 году и сотрудничал до 1759 года, помогая ему в росписи потолков и в создании театральных декораций. В 1758 году Франческо Алоизо был приглашён преподавать в Императорскую Академию художеств вместо скончавшегося Иоганна Элиаса Гриммеля. Большую часть жизни провёл в Санкт-Петербурге. Здесь он женился в сентябре 1759 года на Розе Мартелли, дочери скульптора Алессандро. В 1792 году его сменил в должности декоратора Императорских театров Пьетро Гонзаго. Градицци Младший умер в Санкт-Петербурге, в возрасте шестидесяти четырёх лет, 18 мая 1793 года[7].

В 1752 году Пьетро Градицци, призванный на работу при Императорском дворе в Санкт-Петербурге с контрактом, предусматривавшим жалованье в 1500 рублей в год, переехал в Россию вместе с сыном и помощником Франческо Алоизо. Здесь он пробыл десять лет, и это был самый плодотворный период его деятельности. По прибытии ему было поручено расписать два потолка в только что построенной галерее и в первом вестибюле Большого дворца в Царском Селе, императорской летней резиденции, в 20 км к югу от столицы. Но в марте 1753 года Градицци было приказано отправиться с сыном в Санкт-Петербург для росписи плафона в вестибюле Зимнего дворца. В сентябре 1754 года императрица Елизавета Петровна приказала Градицци и Антонио Перезинотти снова заняться работами для Большого дворца в Царском Селе. Эти ранние произведения художника не дошли до нашего времени.