Арайя, Франческо


Франче́ско Доменико Ара́йя (итал. Francesco Domenico Araja; 25 июня 1709, Неаполь — 1767/1771, Болонья) — оперный композитор и придворный капельмейстер времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны[8].

Первой оперой Франческо Арайи была «Berenica», представленная в 1730 году во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»).

В 1735 году большая итальянская оперная труппа под руководством Арайи была приглашена в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Представления зимой давали в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера, поставленная в Петербурге.

В 1738 году он поставил на сцене «Семирамиду», а в следующих годах оперы «Арсака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии» и др. Арайе также приписывают сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению Штелина, принадлежит композитору Далл’Ольо.

В 1740 году, после падения Бирона, Арайя был командирован в чужие края для приглашения новых артистов и певцов. Уже в том же году, специально для сочинения оперных либретто в Санкт-Петербург прибыл Джузеппе Бонекки, который, в числе прочего, по повелению императрицы, к венчанию Петра III Фёдоровича и принцессы Екатерины II Алексеевны сочинил либретто к опере Арайи «Сципион», с большою пышностью сыгранной на придворной сцене в 1745 году[9].

В 1755 году Арайя написал музыку к опере «Цефал и Прокрис», либретто к которой создал Александр Сумароков. Эта опера составила целую эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст[10] и исполненной русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764). Декорации создал Джузеппе Валериани, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе»[11]. Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елизавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в своё время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 рублей.