Вальядолидская хунта


Вальядоли́дская ху́нта (исп. La Junta de Valladolid, дословно — «Собрание в Вальядолиде») — утвердившееся в историографии название дебатов, проводившихся в Испании в 1550—1551 гг., и посвящённых основам колониальной политики по отношению к аборигенам Нового Света. Инициаторами дискуссии, проводившейся в испанском Вальядолиде, стали два монаха ордена доминиканцев — епископ Чиапаса Бартоломе де лас Касас и его оппонент Хуан Хинéс де Сепýльведа. Сепульведа впоследствии утверждал, что явился победителем на дебатах, но реальная отдача их была ничтожна, и никак не повлияла на политику испанских властей в завоёванных областях Америки.

Непосредственно заседания проходили в помещениях коллегии Св. Григория, где ныне располагается Национальный музей коллегии Сан-Грегорио.

Корни дискуссии 1550—1551 гг. необходимо искать в последствиях Тордесильясского договора, разделившего мир между Испанией и Португалией, для европейской политики XVI в. Тем не менее, испанская монархия не была столь уверена в прочности своей власти над аборигенами Нового Света, как это обычно считается. Результатом стала необходимость разработки всеобъемлющего корпуса законов, в которых бы прописывались права и обязанности аборигенов Америки под властью испанцев. В результате такой комплекс законов был принят 27 декабря 1512 г. на заседаниях «Бургосской хунты». В данных законах, в частности, предписывалось право Их Католических Величеств (официальный титул испанских монархов) военной силой евангелизировать аборигенов, а также были заложены правовые основы энкомьенды.

Дискуссия была инициирована духовными лицами и отражала глубокие противоречия между христианским вероучением, носителями и проповедниками которого были де Лас Касас и де Сепульведа, и потребностями испанской политики и личными воззрениями оппонентов. Дискуссия проходила в форме теологического диспута, основанного на формуле Фомы Аквинского — philosophia ancilla theologiae («философия — служанка богословия»), поскольку вопрос, обладают ли индейцы душой, был уже положительно решён Ватиканом в 1537 г. (булла «Sublimus Dei»). Папа Римский Павел III этой буллой решительно признал права индейцев на свободу и обладание собственностью, но также и обязанность принятия Веры Христовой, причём это должно было происходить мирным путём!

Таким образом, задачей Лас Касаса и де Сепульведы была разработка богословских и юридических основ дальнейшей политики Испании в заморских колониях, в частности, легитимации новых завоеваний, а также методов обращения с местными жителями. Философской основой дискуссии были взгляды Аристотеля на различные свойства различных народов, которые заслуживают различных типов государственного устройства и обращения.