Варшавский метрополитен


Варша́вский метрополите́н (пол. Metro Warszawskie) — система метрополитена в Варшаве. Является одной из новейших в Европе, первой и единственной в Польше. Открыт 7 апреля 1995 года и состоит из двух линий, соединяющих центр Варшавы с плотно населёнными южными и северными предместьями (линия М1, север — юг) и район Воля с Прагой (линия М2, запад — восток).

Проекты строительства метро в Варшаве существовали ещё с 1918 года, когда впервые появились планы постройки подземки в столице вновь образованного государства. Подземная железная дорога, как предполагалось, решит возникшую транспортную сложность плотно застроенного городского центра. Однако постигший Вторую Речь Посполитую, как и весь мир, мировой экономический кризис похоронил эти планы, дав дальнейшее развитие трамвайному хозяйству Варшавы. Вопрос о строительстве метро возобновился в Польше уже в 1930-х годах; тогда планировались две линии подземной железной дороги, работы по которым начались в 1938 году, однако планам помешала Вторая мировая война. Сегодня небольшие участки того метро (тоннели) служат винными погребами.

В 1950-х годах для решения транспортных проблем и для военных целей назрела необходимость строительства глубокого метрополитена, линия которого, пересекающая Вислу (с запада на восток), могла бы при необходимости служить подземным переходом войск через реку. Однако со смертью И. В. Сталина работа по техническим причинам была приостановлена, а с 1957 года уже построенный тоннель длиной 771 метр был заброшен. По разным причинам начать строительство метро не смогли вплоть до начала 1980-х годов[2][3][4][5][6].

В 1982 году программа строительства метрополитена в столице Польши была одобрена правительством страны, началось сооружение первых тоннелей. Открытие метро с одиннадцатью станциями состоялось в 1995 году.

На будущей линии запланированы 7 станций. Начало на станции Стадион Народовы, пересадка на линию 2.

15 марта 2021 года президент Варшавы сообщил, что город принял решение строить третью линию[8]. Первые 6 станций будут готовы к 2028 году.