Вауэрман, Филипс


Филипс Ва́уэрман[1], Ва́уверман[2], Ва́уверманс[1] (нидерл. Philips Wouwerman; крещён 24 мая 1619, Харлем — похоронен 23 мая 1668, Харлем, Ниувекерк) — голландский живописец и рисовальщик, выдающийся мастер искусства золотого века Нидерландов. Прославился как «живописец лошадей и всадников». Член большой семьи голландских художников из Харлема[3].

Одним из родоначальников семьи был Паувель (Пауль) Йостен Вауэрман (Paul Joosten Wouwerman, ?—1642), отец и учитель трёх сыновей-художников. Самый известный из них —Филипс Вауэрман, его брат Ян Вауэрман (Вауверман, 1629—1666) — художник-пейзажист. Третий брат Питер Вауэрман (1623—1682) — пейзажист, анималист и баталист. Художниками были и другие потомки основателей художественной семьи Власов, 1996, с. 183.

Филипс Вауэрман учился живописи у отца, затем у пейзажиста Яна Вейнантса и, возможно, у Франса Халса. Он также занимался недвижимостью и в документах упоминается именно в связи с этой деятельностью. В 1638 году Вауэрман сбежал с невестой Анной Питерс ван Брокхофф в Гамбург, чтобы жениться там вопреки воле и религиозным убеждениям своего отца (Анна была католичкой). У супругов было десять детей. Они жили на Бакенессерграхт в доме, в котором также проживали харлемские художники Корнелис Герритц Декер и Хендрик де Мейер. Семеро детей выжили и после смерти матери в 1670 году получили значительное наследство.

В Гамбурге Вауэрман работал в мастерской Эверта Деккера. По возвращении в Харлем в 1642 году вступил в местную Гильдию Святого Луки, а в 1645—1646 годах занимал в ней важную должность. Филипс Вауэрман к концу своей жизни добился признания, почёта и славы в харлемском сообществе[4].

Вауверман начал свою художественную карьеру с простых изображений и сценок из повседневной жизни. На художника также оказали влияние творчество голландцев Питера Вербека и работавшего в Риме Питера ван Лара, лидера группы художников бытового жанра бамбоччанти.

На его картинах середины 1640-х годов появляются композиционные приёмы типичные для картин малых голландцев: композиционные диагонали (часто в виде склона земли), дерево, выполняющее функцию репуссара («вводного предмета» переднего плана), трёхплановость в передаче пространства (затенённый передний план, светлый тёплых «земляных красок» средний и голубоватый дальний).