Бамбоччанти


Бамбоччанти[1] (итал. bamboccianti, от итал. bamboccio, карапуз, пузырь, а также тряпичная кукла, чучело) — группа художников, работавших в XVII веке в Риме. Сформировалась вокруг нидерландского художника Питера ван Лара и получила название по его прозвищу — Il Bamboccio. Соответствующее название — бамбоччаты[1] (итал. bambocciate) — получил и разрабатывавшийся ими «низкий» жанр живописи, то есть картины с изображением сценок из обыденной жизни: «бродяг, резвящихся детей, странствующих актёров, крестьян и нищих, решённых с юмором и некоторой долей сентиментальности»[2].

Художников «бамбоччанти» называли «малыми караваджистами». Они объединились вокруг нидерландского живописца Питера ван Лара, которого за карликовый рост и округлые формы тела прозвали bamboccio — «карапуз». Около 1625 года он прибыл в Рим из Гарлема[3]. В своих работах Питер ван Лар с юмором, а порой и с гротеском и сарказмом изображал повседневную жизнь низших слоев общества, используя при этом элементы тенебризма (игры со светотенью), восходящего к живописи Караваджо[4].

К последователям ван Лара и стали причислять «бамбоччанти» — работавших в Риме художников, преимущественно выходцев из Нидерландов и Фландрии. Со временем историки искусства стали говорить о формировании отдельного простонародного жанра в живописи, получившего название «бамбоччаты», хотя сцены такого рода художники писали и ранее — например, Питер Брейгель Старший, Давид Тенирс Старший[5][1].

Художники этого жанра были близки объединению «Перелётные птицы». Позднее с «бамбоччанти» стали сближать некоторых художников итальянского рококо — Пьетро Лонги, Джузеппе Креспи, Джакомо Черути, Алессандро Маньяско.

С позиций высокого искусства бамбоччистов резко критиковали Сальватор Роза и Джованни Беллори. Однако в Риме и Неаполе нашлись меценаты и коллекционеры, начавшие покупать их произведения (Кассиано дель Поццо и др.). Как видно в исторической перспективе, направление работы ван Лара и его последователей обнаруживает переклички с творчеством Хогарта, братьев Ленен, Гойи, Курбе. В России распространилось искажённое название: бамбошады.

Итальянский художник Луиджи Джорджио Бальдеро предпринял попытку возрождения бамбоччаты в XIX веке. Он создал несколько сотен работ в этом жанре[7]. Они были популярны среди неискушённой публики, но получить признание художественной общественности и найти богатых покровителей и покупателей ему так и не удалось.