Вейсман фон Вейсенштейн, Густав-Эммануэль


Густав-Эммануэль Вейсман, Густав фон Вейсман, позже Густав-Эммануэль Вейсман фон Вейсенштейн (нем. Gustav Emanuel Weißmann von Weissenstein, 1729—1800) — инженер-гидротехник Русской императорской армии, остзейский немец. С 1764-го по 1781 год он руководил строительством дамб на Западной Двине в окрестностях Риги с целью предотвращения наводнений и организации градостроительства на берегах реки.

Родился в 1729 году в поместье Альт-Кайпен у его владельца оберлейтенанта Адама Иоганна фон Вейсмана и его жены Евы Марии, урождённой Остерсток. Его старшим братом был дослужившийся до генерала Отто Адольф Вейсман фон Вейсенштейн (1726-1773)[1].

Поступил на военную службу в Русскую императорскую армию. После окончания Семилетней войны в 1763 году инженер-капитан Густав фон Вейсман вернулся в Лифляндию и предложил Рижскому рату проект строительства системы дамб на Западной Двине от Московского форштадта до Даугавгривы для защиты русла реки и предотвращения наводнений. Проект поддержала императрица Екатерина II во время её визита в Ригу в 1764 году, после чего были выделены первые 3000 талеров на начало работ. Общая смета строительства первоначально составляла 200 тысяч талеров, а сроки были рассчитаны на три года.

Во время строительных работ Густав-Эммануэль стал состоятельным человеком. Он женился на Анне Элизабете фон Штрокирх (р. 1743) и купил в Рижском округе несколько поместий: Шрайенбухскую усадьбу,[2] Дрейлини, Любексгольм, Шварценгоф и Шарлоттенталь[3][4]. Когда в 1772 году Екатерина II удостоила генерала Отто Адольфа фон Вейсмана баронским титулом «Вейсман фон Вейсенштейн», он также был присужден Густаву-Эммануэлю фон Вейсману и еще одному из трёх братьев, Францу-Готгарду фон Вейсману, подполковнику артиллерии при Второй крымской армии. После смерти старшего брата Густав-Эммануэль в 1773 году унаследовал родовое поместье Вейсманов фон Вейсенштейнов.

В 1781 году Вейсман был освобожден от должности на строительстве дамб из-за того, что работы затянулись, а стоимость их превысила первоначальную смету втрое. Ошибки в строительстве плотин были причиной того, что они часто разрушались во время ледохода и наводнений.

По первоначальному проекту Вейсмана, надлежало устроить систему дамб в дельте Западной Двины, которая в то время представляла собой множество намываемых во время паводков островов, затруднявших судоходство. Смета составляла 200 000 талеров, работу следовало завершить в течение трёх лет. Это был беспрецедентный гидротехнический проект в масштабах Российской империи.