Векслер, Джерри


Дже́ральд (Дже́рри) Ве́кслер (англ. Gerald "Jerry" Wexler; 10 января 1917, Бронкс, Нью-Йорк, США15 августа 2008, Сарасота, Флорида, США) — американский музыкальный журналист, продюсер, руководитель фирмы грамзаписи «Атлантик», в которой руководил историческими звукозаписывающими сессиями. Известен как изобретатель термина «ритм-энд-блюз». Джерри Векслера также прозвали «крёстным отцом соул-музыки в Америке[1]. Избран в Зал славы рок-н-ролла (1987)[2] (в категории «не исполнители») и в Зал славы блюза (2006)[3] (также в категории «не исполнители»).

Джеральд Векслер родился и вырос в нью-йоркском районе Манхэттен. Отец Джеральда был еврейским эмигрантом из Польши[4].

Его юность была отмечена прогулами в школе и бильярдными, пока в середине 1930-х он не увлёкся джазом. Когда Джерри Векслер открыл для себя музыку чернокожих артистов, то совершил путешествие в Гарлем, где он, по его словам, мог сидеть, пить и наблюдать «самых зрелищных танцоров, пульcирующих под дымящийся ритм»[4]. Векслер стал частью компании коллекционеров грамплаcтинок и интеллектуалов, которые воспевали трубача Генри Аллена[англ.]* и цитировали Спинозу. Многие из этого круга в конечном итоге стали заметными фигурами в музыкальной индустрии: Джон Хэммонд и Джордж Авакян на «Коламбии», Милт Габлер и Боб Тиле на «Декке», Альфред Лион и Фрэнк Вольф на «Блю ноут», и будущие друзья и партнеры Векслера в «Атлантик» — Ахмет и Несухи Эртегюны[5].

После службы в армии и опыта журналистики в Канзасе, Джерри в 1946 году вернулся в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру журналиста и работать в музыкальном бизнесе. Вначале он работал за 125 долларов в неделю в принадлежавшей лейблу Mercury Records паблишинговой компании MRC Music, занимаясь там поиском исполнителей песням[6], а затем получил работу репортёра в журнале «Билборд», где и сделал себе имя[5][4]. В 1949 году редакторы журнала прислушались к его предложению изменить название чарта чернокожих артистов c «Расовых записей» (англ. Race Records) на «Ритм-энд-блюзовые»[7]. Векслер рассказывал: «„Расовый“ — это тогда был широко употребимый термин, негры употребляли его по отношению к самим себе. Но всё-таки „Расовые записи“ — это нехорошо звучит. Я придумал название, которое, как мне показалось, этой музыке отлично подходило — „ритм-энд-блюз“. Такой заголовок [чарта] больше соответствовал [наступившим] более просвёщенным временам.»[4].)