Венера Таврическая


Венера Таврическая (лат.  Tauride Venus) — античная мраморная статуя, изображающая богиню красоты и любви Венеры (у греков Афродита) перед или после (?) купания. Относится к типу «Венеры Стыдливой», или Целомудренной (лат. Venus Pudica) и восходит к прославленному древнегреческому оригиналу Афродиты Книдской (350—330 гг. до н. э.), произведению скульптора Праксителя. Датировки статуи спорны. Одни исследователи считают её оригинальным римским произведением III в. до н. э., другие — повторением греческого бронзового оригинала скульптором неоаттической школы середины II в. до н. э. или даже II в. н. э. Основанием для столь «широкой датировки» являются маньеристичные пропорции, свидетельствующие о вторичности произведения: маленькая голова, слишком короткий торс, геометризация форм груди и чувственная полнота бёдер[1].

Мраморная статуя высотой 167 см была найдена в окрестностях Рима в 1718 году без рук, отбитую голову откопали рядом. У статуи также были отбиты голени и часть подпорного «пенька». Судя по отверстиям (залитым гипсом) были прикреплены ещё какие-то детали. Отреставрирована в Риме скульптором Б. Кавачеппи, который прикрепил голову и создал новые руки (позднее были удалены). Находилась в коллекции кардинала А. Альбани.

Куплена агентом российского царя Петра I Ю. И. Кологривовым, посланным в Италию с целью приобретения «антиков» для кунсткамеры в Санкт-Петербурге[2]. Как только римский губернатор узнал о состоявшейся сделке, он велел взять под стражу продавшего Венеру, а саму статую конфисковать. Однако благодаря хлопотам кардинала Оттобони, приятеля Саввы Лукича Рагузинского (Владиславича), благожелательную позицию в этом вопросе занял сам Папа Климент XI. В итоге притязания русских уполномоченных удовлетворили и Венус вернули, правда пришлось согласиться на передачу Ватикану мощей Святой Бригитты Шведской. По иной версии статуя была подарена Петру в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай.

В 1721 году Венеру сухим путём («в качалке») доставили в Санкт-Петербург и установили «в галерее на мраморных столбах» в Летнем саду близ берега Невы. Эта галерея хорошо видна на гравюре А. Ф. Зубова 1717 года. Статую охранял гвардеец, а царь заставлял своих приближённых по очереди целовать обнажённый мрамор. «Приближённые крестились, а солдаты следили за тем, чтобы никто не отлынивал. Так осуществлялось просвещение»[3].