Веннер, Ян


Ян Са́ймон Ве́ннер (англ. Jann Simon Wenner, род. 7 января 1946, Нью-Йорк, США) — соучредитель и издатель журнала Rolling Stone, бывший владелец Men's Journal[англ.], а также сооснователь ряда других популярных печатных изданий. Помимо этого является одним из создателей Зала славы рок-н-ролла, который впоследствии обвиняли в фаворитизме[2][3][4]. Также получила широкий общественный резонанс его ссора и последующий разрывом отношений с культовым гонзо-журналистом Хантером С. Томпсоном, который обвинял Rolling Stone в предвзятости.

Ян Веннер родился 7 января 1946 года в Нью-Йорке, в светской еврейской семье Сим и Эдварда Веннеров[5][6].

Его родители развелись в 1958 году, после чего Ян и его сестры, Кейт и Мерлин, были отправлены в школы-интернаты. В 1963 году он окончил среднюю школу в Чедвике[англ.] и поступил в Калифорнийский университет в Беркли. Перед тем как покинуть Беркли в 1966 году, Веннер активно участвовал в движении За Свободу Слова и был автором колонки «Что-то происходит» в студенческой газете The Daily Californian[англ.][7].

С помощью своего наставника, джазового критика из San Francisco Chronicle Ральфа Дж. Глисона[англ.], Веннер устроился на работу в журнал Ramparts[англ.], влиятельное разоблачительное издание, где Глисон занимал пост редактора, а Веннер выступал в качестве журналиста специальных выпусков.

В 1967 году Веннер и Глисон основали Rolling Stone в Сан-Франциско. Чтобы начать выпуск журнала, Веннер занял 7500 долларов у членов семьи и родственников своей будущей жены Джейн Шиндельхайм[8].

На протяжении 1970-х и 1980-х годов Веннер играл важную роль в популяризации таких писателей, как Хантер С. Томпсон, Бен Фонг-Торрес[англ.], Пол Нельсон[англ.], Грейл Маркус, Дейв Марш[англ.], Гровер Льюис[англ.], Тимоти Краус[англ.], Тимоти Феррис[англ.], Джо Клейн[англ.], Кэмерон Кроу, Джо Эстерхаз и Пи Джей О'Рурк[англ.]. Именно он первым познакомился с фотографом Энни Лейбовиц, когда она была 21-летней студенткой института искусств Сан-Франциско (впоследствии работала в его журнале). Многие из протеже Веннера, такие как Кроу, считают, что обязаны ему началом своей карьеры. Том Вулф признал влияние Веннера на итоговый вид его первого романа, «Костёр тщеславия»[англ.], заявив: «Я совершенно оцепенел от страха перед тем, как закончить роман, и решил его сериализовать, единственным редактором, достаточно сумасшедшим, чтобы воплотить это в жизнь, был Ян»[9].