Вентури, Роберт


Ро́берт Венту́ри (англ. Robert Venturi, 25 июня 1925[2][1][…], Филадельфия, Пенсильвания, США[1] — 18 сентября 2018[1][3][…], Филадельфия, Пенсильвания, США[1]) — американский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, один из родоначальников постмодернизма.

Родился и вырос в семье квакеров — представителей религиозного общества, проповедующего скромность в быту[4]. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947—1950) и Американской академии в Риме (1954—1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л. Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури — Дениз Скотт-Браун). С 1980 — это фирма «Вентури, Раух & Скотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась созданием мебели и выставочным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, был профессором Пенсильванского университета.

Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972) наравне с работами Чарльза Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в области современной теории архитектуры считают не менее значимыми, чем теоретические работы Ле Корбюзье.

Концепция «крова с декорацией на нём», поиск противоречий в архитектуре модернизма, пересмотр идеалов модернизма и обращение к поп-арту — вот лишь немногие инновации Вентури. Он проводит пересмотр традиций модернизма (а вместе с ними и традиций всей предыдущей культуры, основанных на безоговорочной вере в науку и прогресс) и даёт определение новой архитектуры, которая должна сменить модернистскую практику. Вентури выявляет основные черты новой архитектуры (декор, функция как декор, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании самых разных источников в одном произведении, ироничное переосмысление модернизма).

Развивая свою теорию, Роберт Вентури проводит интересные, иногда неожиданные сравнения, чтобы пояснить своё определение архитектуры и способ формирования выбранных концепций. Для этого он сравнивает Рим и Лас-Вегас, абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Витрувия и Гропиуса, Миса ван дер Роэ и «Макдоналдс», Скарлатти и Битлз. Сами сравнения характеризуют подход Вентури как постмодернистский: он легко смешивает исторические эпохи, стили и жанры (Витрувий рядом с Гропиусом, музыка классическая и популярная и т. д.). Теоретическая концепция Вентури стала выражением архитектуры постмодернизма, для которой нет разницы между прошлым и настоящим, между культурами (глобально — Америка-Европа-Восток) и социальными форматами. Всё становится пространством для извлечения цитат.