Дженкс, Чарльз


Чарльз Александер Дженкс (англ. Charles Alexander Jencks; 21 июня 1939, Балтимор, США — 13 октября 2019[5]) — американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий; практикующий архитектор, ландшафтный дизайнер.

В 1961 г. Чарльз Дженкс окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра (специализация по английской литературе); в 1965-м получил степень магистра искусств в Школе дизайна Гарвардского университета (англ. Harvard Graduate School of Design); в 1965 г. защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже Лондона.

Чарльз Дженкс читал лекции во многих университетах по всему миру, в том числе в Пекине, Шанхае, Париже, Токио, Милане, Венеции, Франкфурте, Квебеке, Монреале, Осло, Варшаве, Барселоне, Лиссабоне, Цюрихе, Вене и Эдинбурге. В США читал лекции в Гарварде, Колумбийском университете, Принстоне, Йеле.

Чарльз Дженкс занимался исследованием современных ему архитектурных течений; являлся автором новой терминологии в данной области; освещал работы современных ему архитекторов, проводя многочисленные интервью и участвуя в международных архитектурных конкурсах и фестивалях.

Рождение архитектурного постмодернизма практически совпадает по времени с рождением теоретических идей постструктурализма, таким образом, становление постмодернизма как общекультурного явления происходило в сфере философии и архитектуры одновременно, что довольно необычно для архитектуры. Главным идеологом архитектурного постмодернизма стал Чарльз Дженкс, в 1975 году впервые обозначивший новую архитектуру как постмодернистскую. Место гибели модернизма зафиксировано им 15 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе, Миссури, США, на месте взрыва жилого комплекса «Прюит-Игоу», состоящего из трех десятков жилых высоток архитектора Минору Ямасаки.[6]

Идеология модернизма, согласно Дженксу, представляла собой утопические и идеализированные теории, основанные на едином (интернациональном) стиле. Постмодернисты отказываются от какого бы то ни было единого стиля, от стиля вообще (если понимать под этим некое всеобъемлющее явление), узаконив плюрализм решений. Характерная для модернизма интернационализация художественных приемов сменяется отчетливым регионализмом, локальностью эстетических поисков, тесно связанных с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Так, распространение постмодернизма в архитектуре замедлило разрушение исторических центров городов, возродив интерес к старинным зданиям, урбанистическому контексту, улице как градостроительной единице.