Ландшафтный дизайн


Ландша́фтный дизайн, ландшафтная архитектура — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии[1][2][3]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтного проектирования. Термин «ландшафтный дизайн» в русском языке появился впервые в 80-х гг. XX в. в книге Н. П. Титовой[4] как неудачная калька с английского понятия landscape design, что более точно переводится как «ландшафтное проектирование».

Теоретики ландшафтного дизайна определяют его как искусство создания (проектирования) полноценного внешнего пространства. Ландшафтное искусство в их понимании — это один из видов искусства, существующий наравне с остальными (живописью, скульптурой, музыкой) и соответственно представляющий собой «особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в котором органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по Законам красоты» (в формулировке понятия «искусство» из советского «Словаря по эстетике» 1964 г.[5])[2]. Известный теоретик ландшафтного дизайна сэр Джеффри Джеллико  (англ.) в программной книге «Ландшафт человека»[6] утверждает, что «мир движется в ту фазу, когда ландшафтный дизайн будет восприниматься как самый нужный, востребованный вид искусства»[3]. Есть достаточное количество литературных произведений, в том числе и на русском языке, говорящих о ландшафтном искусстве, в том числе книга академика Д. С. Лихачёва «Поэзия садов»[7], где автор говорит о синтезе искусств — поэзии, живописи, архитектуры, музыки и ландшафтного искусства, об их взаимодействии и проникновении друг в друга. Ландшафтное искусство, таким образом, как и любое настоящее искусство, сильнейшим образом может воздействовать на человеческие чувства (обоняние, осязание, вкус, зрение, слух) и призвано влиять на эмоциональный настрой людей.