Вигилия (литургика)


Виги́лия (от лат. vigilia, бдение) в Католической церкви — общественное богослужение установленного чинопоследования, устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие «кануна» в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения из Библии, из Святых отцов.

Литургическая терминология Русской православной церкви, отражённая, в частности, в «Православной энциклопедии», не знает термина «вигилии» — здесь соответствующие богослужения Православных церквей принято назвать Всенощным бдением или Всенощной[2]. Обратно, термин «Всенощная» не применяется в русской православной литературе ни к соответствующим чинопоследованиям католической и других неправославных христианских церквей, ни к службам и обрядам других религий и культов, предполагающих их совершение ночью. Со своей стороны, в западноевропейских языках для обозначения православного ночного богослужения — всенощного бдения — также имеется специальный термин англ. All-night vigil (ср. All-night vigil).

В нестрогом, в том числе и во внецерковном словоупотреблении на русском языке и термин «вигилия», и термин «всенощное бдение» иногда используются в приблизительном значении — как обозначение аскетической практики отказа от сна в ночное время суток, — в том числе, и в смыслах, отвлечённых от богослужения.

Обычай начинать воскресное богослужение в субботу вечером сложился на заре христианства, что соответствовало ещё ветхозаветной традиции начинать день не в полночь, а ещё на закате солнца. По той же традиции и субботу, вплоть до IV века, продолжали почитать наравне с воскресеньем — даже «Апостольские постановления» ещё не делают особой разницы между этими двумя днями. В субботу, как и в воскресенье, служили Литургию, и потому суббота была, по существу, навечерием воскресенья. В отличие от иудеев, христиане в субботу работали, но на литургии вспоминали сошествие Христа во ад[3]. Но уже в писаниях апостольских регулярно упоминаются всенощные моления: Лк. 6:12; Лк. 9:28-36; Мф. 26:36-45; Деян. 16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27.

В те времена и Воскресная Утреня начиналась раньше обычного — не просто до рассвета, но такой глубокой ночью, что вполне могла быть названа бдением. Эту ночную службу монахи стали называть vigilia, используя старинный римский термин[3], обозначавший периоды ночного караула (от prima vigilia до quarta vigilia, от первой до четвёртой стражи.