Видео по запросу


Видео по запросу (ВпЗ)[1][2][3] (англ. Video on Demand (VoD)) (IP-UNICAST) — система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети с мультимедиасервера в различных мультимедиаконтейнерах (например, MPEG, AVI, FLV, MKV или QuickTime). Фильм можно в любое время заказать из каталога, при этом часто поддерживаются дополнительные функции: перемотка, пауза, закладки. Помимо обычного ВпЗ различают ещё Near Video on Demand («почти видео по запросу») и Internet Video on Demand («интернет-видео по запросу»)[4].

Первый коммерческий сервис ВпЗ был запущен в Гонконге примерно в 1990 году. Однако видео-компакт-диски обходились гораздо дешевле, к тому же оплата телевидения в Гонконге была вещью редко встречающейся. Hong Kong Telecom потерял много денег, и сервис был приобретён компанией Pacific Century Cyberworks в 2000 году, которая впоследствии его свернула. Аудитория не была готова к тому моменту тратить деньги на цифровую аренду видеоконтента.

В США эту услугу впервые предложила фирма Oceanic Cable в январе 2000 года на Гавайях. Потоковые VoD-системы доступны через кабельных провайдеров, которые используют свои значительные пропускные способности, чтобы доставлять фильмы и телешоу конечному пользователю. Чаще всего клиентами ВпЗ применяется быстрая перемотка фильмов, перемотка назад и возможность поставить фильм на паузу.

В 1998 году Kingston Communications стала первой компанией в Великобритании, запустившей полноценный сервис ВпЗ и первой компанией, предоставляющей объединённый доступ к телевидению и Интернету через ADSL. В 2001 году Kingston Interactive TV имела 15 000 подписчиков. После нескольких проб в 1999 году появился сервис HomeChoice, работавший в пределах Лондона. Когда он привлек 40 000 пользователей (2006 год), его купила компания Tiscali.

Разработкой оборудования для VoD-систем изначально занимались фирмы Motorola и Alcatel. Однако затем инициативу перехватили производители телевизоров, такие как LG, Samsung, Philips, Sony, Panasonic и Toshiba. По оценкам консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, в 2013 году в мире было продано 234 млн телевизоров, рост по сравнению с 2012 г. составил 1 %. Из 234 млн новых телевизоров, по данным Strategy Analytics, 76 млн устройств поддерживали функциональность Smart TV (33 % всех плоскопанельных ТВ) — основную технологию предоставления VoD-контента зрителям[5]

В последнее время под Video on Demand стали подразумевать записи «стримов» (трансляций в режиме реального времени, потоковые мультимедиа), например, по играм с комментариями или без. Как правило, стримы делаются по играм, входящим в World Cyber Games, например, Warcraft III, Starcraft 2, Counter Strike, Need For Speed, World of Tanks, либо обладающим более высокой популярностью — таким как Dota 2, League of Legends, Hearthstone, — а также популярны записи по играм в покер.