Викар, Жан-Батист Жозеф


Жан-Батист Жозеф Викар, известный как Шевалье Викар (фр. Jean-Baptiste Joseph Wicar, Chevalier Wicar; 2 января 1762, Лилль, Франция — 27 февраля 1834, Рим, Италия) — французский живописец, рисовальщик и коллекционер произведений искусства периода французского ампира[1].

Сын столяра-краснодеревщика, которому он помогал в его мастерской до одиннадцати лет, Жан-Батист Викар, благодаря покровительству некоего д’Эспеля, с 1773 года был учеником школы бесплатного рисования своего родного города Лилля. В восемнадцать лет он уже скопировал несколько картин из музея в Лилле. Его таланты были замечены, и при финансовой поддержке города он уехал совершенствовать свои навыки в Париж, в мастерскую гравёра Жака-Филиппа Леба, а затем в ателье Жака-Луи Давида, с которым его познакомил друг, живописец Жак-Франсуа-Жозеф Ролан (1757—1804), брат скульптора Филиппа-Лорана Ролана[2].

В том же году он уехал, чтобы сопровождать Давида в Италию вместе с другим художником его школы, Жаном-Жерменом Друэ. Там Викар предпринял и завершил огромную работу по копированию 400 картин, 300 камей, 90 скульптурных бюстов и 50 портретов, выбранных из собраний галерей Уффици и Палаццо Питти во Флоренции. Эти рисунки были награвированы и опубликованы в Париже в 1789—1821 годах в трёх томах, под заглавием «Картины, статуи, барельефы и камеи из Флорентийской галереи и дворца Питти» (Tableaux, statues, bareliefs et camées de la Galerie de Florence et du palais Pitti). В последующие годы Викар много раз будет возвращаться в Италию.

Вернувшись в Париж в 1793 году, Викар был назначен хранителем отдела антиквариата Центрального музея искусств (позднее: Музей Лувра) с жалованьем 2400 ливров. Затем он в августе 1794 года возглавил комиссию по вывозу произведений искусства из Австрийских Нидерландов: первый конвой покинул Антверпен, доставив, в частности, картины П. П. Рубенса, предназначенные для Лувра.

В 1795 году художник вернулся в Италию. В 1797 году во время Итальянской кампании генерала Бонапарта он был членом Комиссии по изъятию произведений искусства (Сommission est chargée de saisir les œuvres d’art). Комиссия отвечала за конфискацию произведений, которые могут пополнить коллекции французских музеев. Викар с этой миссией побывал во Флоренции, Болонье, Неаполе и Милане, он продолжил изъятие величайших произведений живописи и скульптуры; все эти захваченные сокровища впоследствии были названы Полем-Луи Курье «nos illustres pillages», они были помещены в Лувре, в то время носившем название «Наполеоновского музея». Эта экспроприация совершалась по большей части на основании формально заключённых, а фактически, вынужденных трактатов между французским правительством и побеждённым итальянским государством, в частности Толентинский договор Толентинского договора 1797 года между Францией и Папской областью.