Экснер, Вирджел


Вирджил Экснер (англ. Virgil Exner, 24 сентября 1909 года, Анн-Арбор, Мичиган — 22 декабря 1973 года, Ройал-Ок, (Royal Oak), Мичиган)) — автомобильный дизайнер множества американских компаний, наиболее известные из которых «Chrysler» и «Studebaker Corporation». Его дизайн был назван «Взгляд вперёд» (Forward Look[англ.]). Экснер смог воплотить в жизнь то, что на сегодняшний день называется «классикой американской автомобильной промышленности»: большие «ребра» на крыльях автомобиля, раздутые бампера и капоты. При этом Экснер заботился как об эстетике автомобиля, так и об аэродинамике.

Вирджил Экснер родился в Анн-Арборе, в сельском районе юго-западного штата Мичиган. Он был приёмным сыном семьи Джорджа и Ивы Экснер. Среднее образование получил в школе в Бьюкенене. С раннего детства мечтал проектировать автомобили и поступил в близлежащий Университет Нотр-Дам для изучения искусства и стилистики. После двухлетнего обучения его приняли на работу иллюстратором в местное агентство, связанное с рекламным отделом Studebaker. В 1931 году он женился на Милдред Мари Эшлемана, которая также работала в данной студии. 17 апреля 1933 года у них родился ребёнок, которого назвали в честь отца — Вирджил Экснер-младший.

Один из его шефов в рекламном агентстве знал Харли Эрла, мастера автомобильного дизайна, основателя и руководителя отдела стайлинга General Motors. Он же предложил Экснеру показать свои эскизы и попробовать устроится к нему на работу. В 1934 году Экснер начал работать в General Motors в отделе «Искусства и цвета». В 27 лет он был назначен руководителем студии Pontiac, где проработал в течение двух лет, после чего он и несколько других дизайнеров GM были приглашены на работу в компанию промышленного дизайна Реймонда Лоуи в Нью-Йорке.

Вскоре Экснер вернулся назад в Саут-Бенд, потому что фирма Лоуи была связана с отделом дизайна Studebaker. Экснеру нравилось работать дома, но он был разочарован стилем управления Лоуи, на этом основании вспыхнули противоречия. Экснер при поддержке главного инженера Роя Коула создал альтернативное предложенное для Лоуи — дизайн для автомобиля «Studebaker 1947 года». После этого конфликта Лоуи уволил Экснера. Сразу после увольнения он был принят в компанию Studebaker. Внезапная отставка Коула означала что Экснер потерял своего самого надежного союзника. Коул в свою очередь посоветовал ему принять поступившее предложение от компании Chrysler и переехать в Детройт, чтобы управлять студией перспективного дизайна, где Экснер мог создать то, что в те времена называли автомобильными «идеями». 18 января 1949 года Вирджил Экснер получил дизайнерский патент[3].