Витица


Витица (Витик, Виттиза; умер в феврале 710) — король вестготов в 702710 годах (с 698 года — в соправительстве с отцом).

Витица был сыном Эгики и Киксило. В 698 году Эгика назначил его соправителем. Сначала в качестве области для управления ему было выделено бывшее королевство свевов (то есть Галисия) с резиденцией в Туе[3]. Однако из-за плохого состояния здоровья короля Эгики Витица был вскоре вызван в Толедо. 15 ноября 701 году он был помазан на царство.[4]

О правлении Витицы нам почти ничего не известно. Хроники выносят о нём прямо противоположные мнения. Мосарабская хроника отмечает, что «унаследовав отцовский престол, он проявил себя как человек вздорно-надменный, но милостивый в высшей степени и правил пятнадцать лет. Он принимал не только тех, кого его отец лишил доверия, но ради милости и тех даже, кто пребывал в ссылке, и восстановил положение мелких вассалов. Витица вначале дал повод для радости тем, что сократил размер обременительной дани, наложенной его отцом, и благочестиво, в качестве дара, возвратил земли тем, кто был с них изгнан. Наконец, он созвал всех в одно место и прилюдно сжёг все обязательства, кои его отец исторг у поданных нечестным путём. Он не только освободил невинных из прочных оков, но даже вернул им их вещи, а то, что было конфисковано казной, компенсировал из царских средств.»[5].

Однако «Хроника Альфонсо III» утверждает, что «он был распутником и нечестивцем. Он не слушался советов. Он нарушал каноны. Он имел множество жён и наложниц. И чтобы предотвратить дурные толки о себе, он велел епископам, пресвитерам и диаконам взять жен.»[6].

Около 701 года Пиренейский полуостров поразила очередная эпидемия, а между 707 и 709 годами множество людей стали жертвами голода и чумы. В этот период произошло значительное уменьшение населения Вестготского государства. Возможно, что в условиях обезлюдевания Испании, огромная масса священнослужителей, не имеющая потомства, не могла не волновать короля. В попытках хоть как-то восполнить народонаселение и были введены эти меры по возвращению изгнанников и разрешению духовному клиру иметь жён и детей.