Витязь (корвет, 1884)


«Витязь»парусно-винтовой корвет, первый русский цельнометаллический бронепалубный крейсер «корветского ранга» — предшественник русских бронепалубных крейсеров 2-го ранга. Спроектирован и построен в рамках выполнения судостроительной программы 1881 года.

Имя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в историю мирового мореплавания. В ряду двадцати самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль — «Витязь».

Заслуга в этом принадлежит первому командиру корабля — адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Его научный труд «„Витязь“ и Тихий океан» с подробным изложением результатов океанографических исследований, выполненных экипажем корвета получил международное признание и широкую известность.

«Витязь» заложен на Галерном острове в Петербурге 16 августа 1883 года на Франко-русском заводе, знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой П. А. Титовым. Спущен на воду 23 октября 1884 года. Командиром назначен капитан 1-го ранга С. О. Макаров.

Не любивший вмешательства в свои дела П. А. Титов позволял это лишь С. О. Макарову, который постоянно предлагал различные усовершенствования. Ещё два года «Витязь» оставался на достройке и всё это время С. О. Макаров принимал самое деятельное участие в этой работе. Для своего корвета он даже спроектировал особый паровой катер с необычными обводами. Построенный в Кронштадте, это катер получил название «Меч»[1] и давал более 17 узлов хода.

Особое внимание С. О. Макаров уделял подбору офицеров. Более половины из них составляли выпускники Морского училища 1884 года, которых приметил ещё в 1883 году во время практического плавания по Балтийскому морю. Именно на них С. О. Макаров возлагал особые надежды, связанные с осуществлением своих замыслов.