Вождение стрелы


Вождение стрелы (вождение сулы, похороны стрелы, водить стрелу, гнать стрелу, бягить сула, закапывать стрелу; белор. пахавання стралы, ваджэння стралы[1]) — древний обережно-аграрный весенний обряд Восточного Полесья, который «замыкал» весну и «отмыкал» лето. Проводился в конце весны при осмотрах озимых (на Великдень, Юрия, Вознесение). Регион наибольшего распространения — Посожье, территория между Днепром и Припятью, частично Гомельская, Черниговская и Брянская области (совпадает с областью расселения радимичей, частично дреговичей и вятичей). Основные ритуальные действия: сбор участников, вождение карагода (кривой танок) на перекрестке в центре села, шествия рядами (линейный танок), игры, катание по полю, «похороны стрелы» и др.[2]

Название обряда произошло от зачина карагодной песни «Да й пашла стрэла да и вдоль села» или «Ой бягить сула да й удоль села». При этом «стрелой» называлось само шествие, песня, группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. В некоторых локальных с аналогичным значением использовался термин «сула», также обозначавший в местном диалекте метательное оружие: сула или сулица — это копьё, рогатина, палица[3].

Изначально «вождение стрелы» сочеталось с её «похоронами», но со временем в некоторых сёлах обряд приобрёл редуцированную форму. Более архаичные традиции проведения обряда сохранились на западе Брянской области. В Вознесеньев день после обеда участницы обряда, собравшись в группы, шеренгой во всю ширину дороги, взявшись за руки, с пением «стрелы» шли к центру села. Каждая группа исполняла свою песню, но на единую для всех мелодию. Встретившись в центре села, женщины водили общий карагод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренги и с песней «вели стрелу» за село. Вдоль улицы, по которой шли участницы, для них выставлялись столы с угощениями. В других деревнях женщины «водили сулу» по дворам с хороводными песнями, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это «сула» поднимала хозяйку высоко на руки.

После карагодов на площади иногда добавлялись плясали и частушки под гармошку и бубен. К процессии присоединялись ряженые — «дед» и «баба», которые собирали дань со всех встречных. У «деда» в руках были розги или кнут, которым хлестал всех, кто попался под руку, особенно детей, которые кружились вокруг него. Собранные продукты и деньги он складывал в холщовую сумку, висевшую на плече. Когда уже было много собрано «баба» отбирала сумку и не таясь пересчитывала деньги. «Дед» обычно возмущался таким действием.