Воинский поезд


Воинский поезд[1][2] (англ. troop train)— специально выделенный и подготовленный поезд (группа вагонов во главе с локомотивом) для перемещения воинских эшелонов (войск (сил)) и материальных средств (вооружений, военной техники и других воинских грузов).

Быстрое и комфортное передвижение формирований вооружённых сил (ВС) очень важно для их боеспособности и является одним из решающих факторов победы над врагом. Ранее войско передвигалось пешком, верхом и на водном транспорте.

С появлением железнодорожного транспорта воинские формирования стали перемещаться с его помощью. С 24 по 27 августа 1848 года впервые в мире был использован железнодорожный транспорт для переброски войск, из Петербурга в Колпино по железной дороге Санкт-Петербург — Москва, были перевезены три полка 1-й гренадерской дивизии в количестве 7 500 человек, следовавшие в Новгород по окончании лагерного сбора. Это была первая в мире крупная перевозка войск на расстояние 650 километров, для которой потребовалось 9 воинских поездов по 14 — 19 вагонов в каждом.

В Российской Империи воинский поезд составлял[когда?] нормальный[какой?] железнодорожный состав в 35 вагонов (1-го или 2-го класса), то есть всего 70 — 71[уточнить] ось, с одним паровозом и тендером[1]. Так[как?], военнослужащим, отправлявшимся[когда?] на санаторно-курортное лечение из Санкт-Петербурга на Старорусскую военно-санитарную станцию, предоставлялся особый воинский поезд[4].

Позже[когда?], для усиления провозоспособности русских железных дорог в военном отношении, стали принимать меры для увеличения железнодорожного состава до 50 вагонов, для чего стали удлинять пути на железнодорожных станциях, тем самым увеличивая ёмкость станционных путей[1].