Батрахомиомахия


«Батрахомиома́хи́я» (др.-греч. βατραχομυομαχία, от др.-греч. βάτραχος — лягушка, μῦς — мышь, μάχη — война, борьба) — написанная гекзаметром древнегреческая пародийная поэма о войне мышей и лягушек.

В поэме спародированы мотивы гомеровского эпоса «Илиада». Поводом для войны становится то, что царь лягушек Щекодув (у Жуковского — Квакун Двадесятый, у Рубана — Вздуломорд) неумышленно утопил мышонка Крохобора, которого перевозил на своей спине. Как и у Гомера, на различные стороны в конфликте становятся боги Олимпа. В конце концов, после временного успеха мышей, лягушки, с помощью посланных Зевсом раков (у Жуковского — с помощью кота Мурлыки), одерживают победу.

От поздней античности до раннего Нового времени поэма приписывалась самому Гомеру (как самопародия «Илиады»). Между тем ещё Плутарх указывал на иного возможного автора — Пигрета Галикарнасского, брата Артемисии I. Ныне преобладает точка зрения на Батрахомиомахию как произведение эллинистического времени. Иногда предполагаются и более поздние авторы, например, Лукиан Самосатский.

«Батрахомиомахия» считается прообразом европейской литературы бурлеска, включая Теофило Фоленго (поэма «Москеида»), Лопе де Вега («Котомахия»), Георга Ролленхагена. На этот же образец ориентировалась героикомическая поэма Нового времени, начиная с «Похищенного ведра» Алессандро Тассони (1622).

В переносном смысле «батрахомиомахия», или «война мышей и лягушек», означает столкновение по ничтожному поводу (обычно столь же ничтожных соперников; см. также Спор остроконечников и тупоконечников).