Войцеховский, Леон


Леон Войцеховский (польск. Léon Wójcikowski, встречаются другие написания фамилии на русском языке: Войциховский, Войциковский, Вуйциховский; 20 февраля 1899, Варшава, Царство Польское, Российская империя — 23 февраля 1975, там же, Польша) — польский артист балета, затем балетмейстер и педагог. Известность принесло участие в Русских балетах Дягилева. Позднее работал с различными балетными труппами по всему миру.

Леон Войцеховский родился в Варшаве, учился танцу в театре Вельки, в том числе у Энрико Чеккетти[1]. Известен как хара́ктерный танцор.

В 1915 году вступил в труппу Русский балет Дягилева[2], когда в ней ведущим хореографом был Леонид Мясин. Выступал в балетах Мясина «Менины» (1916), «Парад», «Русские сказки», «Женщины в хорошем настроении» (1917); «Женские причуды» (1920). В 1919 году в «Волшебной лавке» танцевал тарантеллу с Лидией Соколовой, а в «Треуголке» играл Мельника (с Соколовой в роли жены Мельника) и Коррехидора[2]. Позднее выступал в балетах нового хореографа труппы Брониславы Нижинской: «Свадебка» (1923), «Голубой экспресс» (1924), « Матросы» (1925). Оставался в труппе до смерти Дягилева и закрытия компании в 1929 году[2]. В том же году танцовщику удалось присоединиться к часто гастролировавшей балетной труппе Анны Павловой, которая распалась со смертью балерины в 1931 году[2].

Затем Войцеховский подписал контракт с новой компанией Русский балет Монте-Карло, созданной Рене Блюмом и полковником де Базилем для продолжения проекта, начатого покойным Дягилевым. Участвовал в премьерах балетов Леонида Мясина «Детские игры» (1932) и «Предзнаменования» (Судьба, 1933[2]), где его партнёршей была Ирина Баронова, В результате конфликта с Мясиным из-за распределения ролей покинул компанию в 1934 году. В начале 30-х годов вместе с другими танцорами Русских балетов работал с труппой Вик-Уэллс Нинет де Валуа в Лондоне. Впоследствии эта труппа стала основой при создании Королевского балета.

В 1934 году основал собственную компанию Балеты Леона Войцеховского, в которую вошли Блинова, Фроман, Эглевский, Юшкевич и Соколова. Для собственной компании поставил два балета: «Порт-Саид» (музыка Константинова) и «Любовь-волшебница» (музыка де Фалья). В 1935 и 1936 годах труппа выступала в Лондоне и Париже.

В 1936 году вместе с труппой полковника де Базиля Войцеховский участвовал в успешных гастролях в Австралии и Новой Зеландии. В 1938 году сменил Брониславу Нижинскую на посту директора недавно сформированного государственного балета Полонез в Варшаве. Способствовал поездке труппы на Всемирную выставку 1939 года в Нью-Йорке. С началом Второй мировой войны ему пришлось бежать во Францию, где присоединился к труппе Оригинальный русский балет полковника де Базиля. Большую часть военных лет провёл в турне по Америке. В 1945 году вернулся в опустошенную Варшаву, где начал преподавать танец в Оперной школе Театра Вельки.