Русский балет Монте-Карло


Русский балет Монте-Карло (фр. Ballet Russe de Monte Carlo) — балетная компания, созданная в 1932 году и разделившаяся в 1936 году на две самостоятельные антрепризы: полковника В. де Базиля и Рене Блюма (начавшая выступать после раздела прав и имущества как Оригинальный русский балет (фр. Original Ballet Russe)) и антрепризу Сержа Дэнема (19381963).

В энциклопедическом словаре В. А. Кулакова и В. М. Паппе в названии антрепризы Рене Блюма и полковника В. де Базиля использовано множественное число: Русские балеты Монте-Карло (фр. Les Ballets Russes de Monte Carlo)[1]. Вероятнее всего, это целесообразно для избежания путаницы и противопоставления антрепризе С. Дэнема Русский балет Монте-Карло (фр. Le Ballet Russe de Monte Carlo)[2]. Е. Я. Суриц обращала внимание на то, что название как в единственном, так и во множественном числе встречалось в анонсах балетов на протяжении 30 лет вплоть до начала 1960-х годов[3]. Под одним и тем же названием выступали две разные, хотя и взаимосвязанные общим корнем, труппы: с 1932 по 1935 год антреприза Рене Блюма и полковника В. де Базиля, с 1938 по 1963 год антреприза С. Дэнема[2].

Русский балет Монте-Карло был основан в 1932 году на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже, созданных после смерти С. П. Дягилева[4]. Директором труппы стал полковник де Базиль (один из псевдонимов Василия Воскресенского), художественным руководителем — Рене Блюм[4]. Первый спектакль новая компания представила 17 января 1932 года[5] в Опере Монте-Карло. Балетмейстерами были приглашены Леонид Мясин и Джордж Баланчин — последний в результате интриг вскоре был вынужден покинуть труппу. С 1933 года главным балетмейстером труппы стал Мясин[6].

Труппа позиционировала себя в качестве преемника Русских балетов Дягилева. В 1932—1935 годах труппа выезжала на гастроли в Бельгию, Нидерланды, Париж, Лондон, Нью-Йорк[4].


В Русском балете Монте-Карло участвовали такие артисты как Александра Данилова[7], Валентина Блинова, Леон Войциковский, Игорь Юшкевич, Валентин Фроман, «бэби-балерины» Тамара Туманова, Ирина Баронова[8] и Татьяна Рябушинская.

Наиболее плодотворным периодом деятельности «Русского балета Монте-Карло» (с 1935 — «Русского балета полковника де Базиля») принято считать время 1933—1936 годов, когда главным балетмейстером был Леонид Мясин, поставивший восемь балетов, три из которых были впервые созданы в новом жанре балета-симфонии: «Предзнаменования» (1933), «Хореартиум» (1933) и «Фантастическая симфония» (1936)[9].