Данилова, Александра Дионисиевна


Алекса́ндра Диони́сиевна (Диони́сьевна)[1] Дани́лова, 20 ноября 1903[2][3][…], Петергоф, Санкт-Петербургская губерния — 13 июля 1997[2][3][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк) — русская и американская балерина, балетный педагог. В 1989 году получила престижную награду Центра Кеннеди за достижения в балете.

Родилась 20 ноября 1903 года в Петергофе у Дионисия Данилова и Клавдии, в девичестве Готовцевой. В два года оставшись сиротой, она воспитывалась в семье генерала М. И. Батьянова, у своей родственницы, Лидии Мстиславовны Готовцевой, вышедшей замуж за генерала. В возрасте 7 лет, несмотря на определённые возражения со стороны семьи, поступила в Императорское театральное училище при Мариинском театре, после революции переименованное в Государственное балетное училище. Училась у лучших педагогов своего времени (Елизавета Гердт, Ольга Преображенская, Агриппина Ваганова), танцевала в многих детских балетах. Окончила эту школу в 1920 году и была принята в бывший Мариинский театр. Стала солисткой театра в 1922 году. Среди её ролей — Фея бриллиантов («Спящая красавица»), Береника («Египетские ночи»), па-де-труа в балетах «Лебединое озеро» и «Корсар». Станцевала несколько ведущих сольных партий, участвовала в новаторской постановке Ф. В. Лопухова — танцсимфонии «Величие мироздания» (1923), а также исполняла роль Жар-птицы в одноимённом балете Стравинского (именно эта роль помогла ей позднее пройти отбор в балет Дягилева). Именно Лопухов оказал самое значительное влияние на творчество Даниловой. У неё была единственная сестра, Елена, которая пропала без вести во время блокады Ленинграда в 1942 году[4][5].

Участвовала в «Вечерах молодого балета», организованных в Петрограде Георгием Баланчивадзе (Джорджем Баланчиным)[6]. В 1924 году с группой артистов балета, в которой был и Георгий Баланчин, выехала на гастроли в Западную Европу. После окончания гастролей труппа предпочла не возвращаться в СССР. Сергей Дягилев предложил им вступить в состав его знаменитого Русского балета. Танцевала в балетах Михаила Фокина, Баланчина, Брониславы Нижинской, Леонида Мясина. В актёрском амплуа Данилова была субреткой. Некоторое время (с 1926 года по 1931) была гражданской женой Баланчина[7][8].

После смерти Дягилева в 1929 году входила в основной состав двух разных трупп, выступавших под одинаковым названием «Русский балет Монте-Карло»: сначала в антрепризе Р. Блюма и полковника де Базиля, затем в антрепризе Сержа Дэнема, в 1938—1952 годах в США была ведущей солисткой[9], где ей сопутствовал феноменальный успех. В партнёрстве с Фредериком Франклином были признаны одной из лучших балетных пар XX века. В 1938 году дебютировала в Метрополитен Опере, в балете «Парижское веселье», где исполняла роль Продавщицы перчаток, а в 1944 году впервые выступила на Бродвее в постановке «Песнь Норвегии». В 1940—1950-х годах танцевала во многих труппах как приглашенный артист. Стала гражданкой США в 1946 году[10]. С 1954 по 1956 выступала с собственной балетной труппой «Великие моменты балета»[11].