Парижское веселье


«Пари́жское весе́лье» (фр. Gaîté Parisienne) — одноактный комедийный балет в постановке Леонида Мясина на музыку произведений Жака Оффенбаха в оркестровке Манюэля Розенталя[англ.] и Жака Бриндежон-Оффенбаха. Либретто и декорация Этьена де Бомона[фр.], костюмы Барбары Каринской. Премьера состоялась 5 апреля 1938 года на сцене Оперы Монте-Карло (Монте-Карло) в исполнении артистов Русского балета Монте-Карло под руководством Сержа Дэнема. Первый балет Мясина для вновь созданной труппы Дэнема.

В 1936 году Русский балет Монте-Карло разделился на две независимые труппы — полковника де Базиля и Рене Блюма. Вопреки указываемым в некоторых источниках данным[3], балет создавался не для этих компаний, а для антрепризы под руководством Сержа Дэнема (Сергея Ивановича Докучаева), организованной в Нью-Йорке группой американских бизнесменов в начале 1937 года[4] и ставшей правопреемницей труппы Рене Блюма. Художественное руководство вновь созданной труппы было предложено Леониду Мясину[5]. Вскоре балетмейстер занялся подбором артистов: «В течение месяца я собрал сильную труппу, в неё входили Маркова, Тараканова, Истомина, Розелла Хайтауэр, а из мужчин — Зорич[англ.], Франклин[англ.] и Герар»[5]. Будучи для этой цели в Париже и просматривая танцовщиков в балетных школах Преображенской и Егоровой, Мясин встретился с графом Этьеном де Бомоном[фр.], с которым уже сотрудничал ранее, когда в 1924 году поставил пять балетов («Прекрасный Дунай», «Салат», «Жига», «Меркурий» и «Розы»[6]) для проводимых тем благотворительных концертов «Парижские вечера графа Этьена де Бомона» (фр. Soiree de Paris du Comte Etienne de Beaumont)[7].

Согласно мемуарам Мясина, де Бомон был занят идеей постановки балета «в стиле живописи Винтергальтера на музыку Оффенбаха»[5][8]. Племянник композитора, Жак Бриндежон-Оффенбах (Jacques Brindejonc-Offenbach), передал меценату рукописи партитур 105 оперетт, из которых была отобрана музыка для нового балета. Оркестровка была поручена французскому композитору Манюэлю Розенталю[англ.], которая, как указывал Лорка Мясин, осуществлялась в сотрудничестве с Жаком Бриндежон-Оффенбахом[2]. Балет сочинялся под большим воздействием оперетты Оффенбаха «Парижская жизнь[фр.]» (1873), из которой был заимствован персонаж Бразилец-миллионер, переименованный в Перуанца[9].

«Парижское веселье» стало первой постановкой Мясина для Русского балета Монте-Карло Дэнема и положило «начало творческой жизни новой труппы»[10].

Балет лишён полноценного сюжета, не имеет развёрнутой фабулы и представляет ряд забавных эпизодов[8]. Действие развивается в «Тортони[фр.]», знаменитом парижском кафе периода Второй империи[5].