Хайтауэр, Розелла


Розе́лла Хайта́уэр (англ. Rosella Hightower; 19202008) — американская балерина, педагог и деятель хореографии. После окончания артистической карьеры открыла в Каннах Центр классического танца[фр.], затем в разные годы руководила крупнейшими балетными труппами Франции и Италии. Один из организаторов и первый председатель жюри международного балетного конкурса «Приз Лозанны».

Розелла Хайтауэр родилась 10 января 1920 года в Дурвуде, Оклахома[4]. Начала заниматься балетом в Канзас-сити у педагога Дороти Перкинс[5].

В 1937 году Леонид Мясин, гастролировавший в Канзас-сити c труппой Русский балет полковника де Базиля (Wassily de Basil’s Ballets Russes), предложил ей присоединиться к новой компании, которую он организовывал в Монте-Карло. Приехав в Европу за свой счёт, Хайтауэр обнаружила, что ей было предложено всего лишь участвовать в конкурсе на вакантное место, без каких-либо обязательств о трудоустройстве. Однако в конце концов она была принята в труппу Русского балета Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo). Здесь она встретила Андре Эглевского, c которым впоследствии танцевала на протяжении многих лет. Когда разразилась Вторая мировая война Хайтауэр вместе с труппой переехала в Нью-Йорк, где в 1941 году начала танцевать в Балетном театре (после 1956 года — Американский балетный театр).

В сезоне 1946—1947 года балерина танцевала с труппой полковника де Базиля (в то время выступавшей под названием Оригинальный русский балет). Её дебют состоялся в Метрополитен Опере в марте 1947 года в балете «Жизель». У Хайтауэр было всего несколько часов репетиций с Антоном Долиным, так как ей пришлось заменить неожиданно заболевшую Алисию Маркову. Через 3 дня, после её выступлений в балете «Лебединое озеро» с Антоном Долиным и Андре Эглевским, Джон Мартин, балетный критик газеты «Нью-Йорк Таймс», объявил Хайтауэр «новейшей звездой на балетном небосклоне»[6].

В 1947 году балерина приняла предложение маркиза Джорджа де Куэваса присоединиться к его новой труппе Grand Ballet de Monte Carlo (другое название — Grand Ballet du Marquis de Cuevas). Такое решение было продиктовано возможностью работать со знаменитой Брониславой Нижинской. Специально для Хайтауэр Нижинская поставила виртуозное Rondo Capriccioso. В Балете маркиза де Куэваса Хайтауэр танцевала главные партии в классических балетах («Сильфида», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), а также хореографию Джона Тараса, который являлся балетмейстером и педагогом труппы.