Нижинская, Бронислава Фоминична


Бронисла́ва Фоми́нична Нижи́нская (польск. Bronisława Niżyńska; 8 января 1891, Минск — 21 февраля 1972, Лос-Анджелес) — русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.

Бронислава Нижинская была третьим, младшим ребёнком в семье артистов балета, уроженцев Варшавы Томаша (или, по-русски, Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды. Отец начинал в оперном театре в Варшаве, а выйдя в отставку выступал и ставил танцы во многих городах Российской империи. После 1897 года родители развелись, и мать с детьми переехала в Петербург. В 1902 году Бронислава была принята в Театральное училище, где уже учился её брат. Среди её педагогов были Михаил Фокин, Николай Легат и Энрико Чекетти[1].

В 1908 году, по окончании училища, Нижинская вошла в состав балетной труппы Мариинского театра, который покинула в знак протеста в 1911 году после увольнения Вацлава Нижинского из Императорской труппы[2].

С 1910 по 1913 год, как и брат, участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева[2]. По мнению Игоря Стравинского, она была лучшим балетмейстером Дягилевской антрепризы, и непревзойдённой танцовщицей, а её дуэт с братом — «лучшей балетной парой, которую только можно пожелать». При этом сам Дягилев не желал давать Брониславе главных ролей, так как её характерное скуластое лицо и крепкая фигура с большой грудью не подходили для лирических эфемерных образов, которые чаще всего воплощали примы[3].

19 января 1919 года она открыла в Киеве «Школу движений Брониславы Нижинской», где среди её учеников были Серж Лифарь, впоследствии ставший последним премьером Дягилева, и первая российская чемпионка в беге на 100 м Нина Попова[4].

В 1921 году Нижинская эмигрировала и снова начала работать у Дягилева в качестве хореографа. В 1923 году она поставила для Дягилева получасовой балет «Свадебка», который стал переломной точкой в стилистическом переходе к новому неоклассическому балету[5]. За несколько лет сотрудничества с Дягилевым Бронислава, не прекращая выступать на сцене, поставила балеты «Лиса» Игоря Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани», «Докучные», «Голубой экспресс». В 1925 году у Дягилева кроме Мясина появился новый молодой хореограф — Джордж Баланчин, и тот стал менее нуждаться в услугах Нижинской. Последней её работой для «Русских сезонов» был балет «Ромео и Джульетта» Константа Ламберта (1926).