Лифарь, Серж


Серж Лифа́рь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Серге́й Миха́йлович Лифа́рь (укр. Сергій Михайлович Лифар); официально 20 марта  [2] апреля 1904, по другим данным - 1905)[1], Киев, Российская империя — 15 декабря 1986, Лозанна, Швейцария) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, коллекционер и библиофил украинского происхождения. Эмигрировав из СССР в 1923 году, до 1929 года танцевал в «Русских сезонах» Дягилева, после его смерти  — премьер Парижской оперы; в 1930—1945 и 1947—1958 годах руководил балетной труппой театра. Крупный деятель хореографии Франции, Лифарь также читал лекции по истории и теории балета, был основателем Парижского университета хореографии и Университета танца.

Сергей Лифарь родился вероятнее всего в предместье Киева, Пирогове или же Вите Литовской в скромной семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства, помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко. В метрической книге села Пирогова, где находилась единственная в окрестностях церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 года Семья состояла из родителей, двух братьев и сестры: Василий (1904—1982), Леонид (1906—1982), Евгения (1903—1968). Семья Лифарей имела казацкие корни.

Определяющей в судьбе танцовщика стала встреча с Брониславой Нижинской — в 17-летнем возрасте Сергей начал заниматься в её киевской «Школе движения».

В 1922 году Нижинская, сотрудничавшая с «Русским балетом» Сергея Дягилева, окончательно перебралась в Париж. Год спустя вслед за ней в Париж приехала группа её учеников, также эмигрировавших из Советской России, среди которых был и Лифарь[2]. В Европе он начал заниматься с Николаем Легатом и Энрико Чекетти — отправленный в Италию Дягилевым на каникулы, Лифарь занимался там у Чекетти, о чём знали лишь Дягилев и Нижинская, не особо верившая в своего ученика[3][4].

Став премьером «Русского балета», Лифарь был первым исполнителем главных партий в балете Мясина «Стальной скок», балетах Баланчина «Кошка», «Аполлон» и «Блудный сын». Был последним из фаворитов Дягилева, который сказал о нём: «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета». С 8 августа и вплоть до 19 августа 1929 года, когда Дягилев умер, находился при нём в Венеции, в отеле «Де-Бан-де-Мер[англ.]», ухаживая за ним[4][3].

После кончины Дягилева и развала его антрепризы был принят в балетную труппу парижской Оперы; в 1930—1945 и 1947—1958 годах — балетмейстер и её руководитель.