Блудный сын (балет)


«Блудный сын» (фр. Le fils prodigue), op. 46 — одноактный балет в трёх картинах Сергея Прокофьева на либретто Бориса Кохно по мотивам евангельской притчи о блудном сыне, созданный по заказу Сергея Дягилева для исполнения труппой «Русский балет Дягилева». Премьера состоялась 21 мая 1929 года в Париже в Театре Сары Бернар под управлением Сергея Прокофьева, хореограф — Джордж Баланчин, сценограф — Жорж Руо. В партиях были заняты лучшие исполнители труппыПерейти к разделу «#Сюжет и действующие лица». «Блудный сын» был последней постановкой в последнем, 22-м сезоне труппы ДягилеваПерейти к разделу «#История создания». Впоследствии «Блудный сын» неоднократно ставился другими балетмейстерамиПерейти к разделу «#Постановки».

От предыдущих балетов Прокофьева заграничного периода «Блудный сын» отличается утончённым лиризмом и прозрачно-хрупкой оркестровкой, полнее проявившихся в более зрелых балетах советского периода творчестваПерейти к разделу «#Место в творчестве». В 1929 году на основе музыки к балету композитор сочинил симфоническую сюиту «Блудный сын», op. 46 bisПерейти к разделу «#Сюита из балета «Блудный сын»». В том же 1929 году в нотоиздательстве С. А. Кусевицкого «Российское музыкальное издательство» впервые вышла партитура балета, а в следующем 1930 году там же — партитура сюиты.

«Блудный сын» — четвёртый балет Прокофьева созданный по заказу Дягилева после «Алы и Лоллия», «Шута», «Стального скока», но третий балет композитора, поставленный его артрепризой.

Осенью 1928 года Дягилев заказал Прокофьеву новый балет, ставший последним замыслом антрепренёра[1]. Биографы композитора на основании бесед Бориса Асафьева с Сергеем Дягилевым с определённой долей уверенности предполагают, что мотив возвращения блудного сына свидетельствовал о невозможности воплощения желания антрепренёра вернуться на родину «в лоно семьи», что через несколько лет смог осуществить Прокофьев[2]. В те годы на Западе наблюдался интерес художников к библейским и античным сюжетам, что в балете принято обозначать термином «неоклассицизм» в широком значении. Несмотря на то, что композитор был не весьма удовлетворён ни кандидатурой Кохно как автора либретто, ни Баланчина как хореографа, в то время как высоко ценил эскизы Руо, музыка сочинялась легко. К ноябрю 1928 года композитор закончил клавир балета[3]. В письме В. Держановскому от 12 февраля 1929 года Прокофьев писал, что новый балет «несомненно будет одним из самых удачных моих сочинений»[4].