Прекрасный Дунай


«Прекра́сный Дуна́й» (фр. Le Beau Danube; англ. The Beautiful Danube) — двухактный балет (хара́ктерная комедия) в постановке Л. Ф. Мясина на музыку произведений И. Штрауса и Й. Ланнера в оркестровке Р. Дезормьера. Либретто балетмейстера, сценография В. Я. Полунина и Э. де Бомона. Первый показ 17 мая 1924 года в театре Сигаль, Париж.

Возобновлён Л. Ф. Мясиным в новой версии как одноактный балет и представлен 15 апреля 1933 труппой Русский балет Монте-Карло, Опера Монте-Карло, Монте-Карло. Произведение расценивается как одна из самых знаменитых комедий балетмейстера.

По свидетельству С. Л. Григорьева, расхождения мнений Л. Ф. Мясина и С. П. Дягилева впервые проявились по поводу Чимарозы. Их разрыв назрел в конце 1920 года и завершился увольнением Мясина из труппы весной 1921 года[4]. Уход Мясина из труппы Григорьев охарактеризовал как «конец третьего периода в истории Русского балета Дягилева — периода, который по продолжительности и плодотворным итогам может сравниться с фокинским»[5].

Тогда же, весной 1921 года, Мясин просил руки Веры Савиной[6] (в девичестве Vera Clark, английская балерина, исполнявшая роль Пуделя-девочки в балете «Волшебная лавка», первая из четырёх жён хореографа). Несмотря на то, что в воспоминаниях о данном периоде Мясин писал о своём стремлении к независимости, высказанное не лично Дягилевым, а через Григорьева известие об увольнении из труппы стало для молодого артиста ударом. Тем не менее балетмейстер вскоре обрёл самообладание и стал воплощать в жизнь собственные планы. Впоследствии между Мясиным и Дягилевым произошло примирение, и балетмейстер вернулся в труппу, поставив для неё «Стальной скок» (1927) и «Оду» (1928).

Своё состояние при расставании с труппой и возникновение замысла Мясин описал в мемуарах: «Как только первый шок прошёл, я пришёл в себя и стал наслаждаться свободой. <…> Возможно, что счастье, рождённое жизнью с Верой и первым вкусом независимости, вдохновило меня на работу над новым балетом, который должен был называться „Прекрасный Дунай“ и для которого я планировал использовать ряд жизнерадостных мелодий Иоганна Штрауса»[7]. В 1921—1922 годах Мясин работал над различными программами, состоявшими из коротких балетов и условно названными «Дивертисменты». «Любители наслаждений» на музыку Иоганна Штрауса (сына) причисляется наряду с «Регтаймом» на музыку Игоря Стравинского к наиболее значительным из таких дивертисментов[1].